Мотивация детей дошкольного возраста к учебной деятельности
Введение. Отвести ребенка в школу – к новому этапу в его жизни. Развитие ребенка через ролевую игру исчерпало свои возможности, что привело к очередному возрастному кризису, разрешением которого является следующая ступень развития - начальная школа.
На современном этапе развития общества и образования более актуальна проблема готовности детей к школе. Успешное развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения и благоприятное профессиональное развитие во многом определяются уровнем мотивации ребенка к обучению. Однако современные исследования показывают, что дети в большинстве случаев приходят в первый класс массовой школы немотивированными и не готовыми к обучению [3]. Над изучением детских мотивов работали многие отечественные и зарубежные ученые:
1) концептуальные подходы к определению понятий «мотивы» и «мотивация» в работах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.);
2) культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского о главной роли воспитания в психическом развитии ребенка и зоне его ближайшего развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин);
3) исследования классификации мотивов, способствующих формированию познавательной деятельности, их функций, характеристик в работах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, А. Маслоу, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин, М. П. Якобсон);
4) изучение организации условий формирования познавательной мотивации в работе отечественных и зарубежных психологов (В.В. Давыдов, К. Левин, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б.Ф. Скиннер, Э. Трондике, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин и другие).
Содержание не найдено
Литература.
1. Давтян А.Б. Взаимосвязь мотивации и успешности в обучении студентов медицинского университета. Монография; Русайнс - М., 2018. - 788 c.
2. Давтян Анна Взаимосвязь мотивации и успешности в обучении студентов медицинского университета: моногр. ; КноРус - М., 2020. - 853 c.
3. Игры с числами от 1 до 150; Манн, Иванов и Фербер - М., 2021. - 80 c.
4. Коварный огонь; Карапуз - М., 2018. - 16 c.
5. Сутеев В.Г. Ёлка. Новогодние истории; АСТ - М., 2019. - 735 c.
Следует отметить, что в целом уровень познавательной активности у дошкольников определяется, с одной стороны, генетическими программами развития детского организма и психики, а с другой - условиями жизни, окружающей средой. , а также степень направленности и готовности взрослых к своему развитию. Это означает, что социальная среда является тем условием, от которого зависит переход от возможности к реальности.
Поэтому все это свидетельствует о необходимости организации и соблюдения определенных дидактических принципов в процессе учебной деятельности, направленной на формирование познавательной активности дошкольников, качественное совершенствование развития познавательных потребностей и интересов детей.
На основании анализа и обобщения научных источников, а также передового опыта дошкольного образования мы полагаем, что следующими дидактическими принципами могут быть:
- принцип индивидуализации, который направлен на выявление и раскрытие личностных способностей и потенциальных возможностей (например, направленности интересов, развития познавательной деятельности, сложившихся когнитивных стилей обработки информации и др.) познавательной сферы ребенка через определение и реализацию условий для их проявление и развитие;
- принцип осознанности и активности, предполагающий усиление мотивационного компонента познавательной деятельности детей за счет использования игровых приемов, предоставления ребенку нравственного выбора, использования реальных жизненных ситуаций из учебной деятельности, требующих практического решения, и др. ;