Организация и проведение профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с девиантным поведением и разработку системы профилактики девиантного поведения подростков. Поиск эффективности профилактики предполагает определение сущности понятия «девиантное поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала и причин девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения подростков бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различных отклонений в поведении подростков от нравственных норм: расширяются масштабы правонарушений, хулиганства, алкоголизма, наркомании и других проявлений девиантного поведения [1].
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов.
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008. - 287 с.
2. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с ис-пользованием средств физической культуры и спорта : монография / М. Н. Жу-ков. - Ярославль : [б.и.], 2004. - 356 с.
3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для ву-зов / Ю.А. Клейберг. - М. : Просвещение, 2003. - 154 с.
4. Миннегалиев, М.М. Особенности физкультурно-оздоровительных занятий в процессе профилактики девиантного поведения подростков // Образование учащейся молодежи в сфере физической культуры и спорта : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. -Бирск, 2011. - С. 140-143.
5. Миннегалиев, М. М. Использование физической культуры и спорта в профи-лактике девиантного поведения подростков / М. М. Миннегалиев // Ученые за-писки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 103-107.
6. Миннегалиев, М.М. Реализация педагогических условий в профилактике де-виантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта / М.М. Миннегалиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 121-125.
Обязательным условием в организации и проведении воспитательно-профилактической работы с подростками девиантного поведения, является применение педагогических приемов, способствующих оптимизации пси-хоэмоциональной сферы личности. Отметим, что при перевоспитании необ-ходимо учитывать индивидуальные особенности подростков и восприимчи-вость к педагогическим воздействиям [4].
Программно-содержательное и методическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков с использованием физической культуры и спорта строилась с учетом следующих положений:
• оздоровительно-профилактическая направленность физической культуры и спорта, способствующей формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
• адекватность средств и методов физической культуры и спорта личност-ным особенностям подростков, их интересам и потребностям, с исполь-зованием педагогических приемов, направленных на снижение уровня тревожности и агрессивности, повышение самооценки личности, разви-тие физических и нравственно-этических качеств, повышение мотиваций к учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности [2].
При составлении программы профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта мы основывались на возрастной периодизации физического, психического и нравственного развития подростков, учете возрастно-половых различий, личных мотивов и интересов к физической культуре и спорту.