Обновленческий раскол 1922 года
ВВЕДЕНИЕ
В XX столетии произошел обновленческий раскол в Русской Православной Церкви и неслучайно сегодня он обращает на себя повышенное внимание исследователей. Несмотря на то, что на сегодня существенно расширились источники и перспективы исторических исследований, важно отметить, что послереволюционные потрясения и серьёзные социально – политические перемены в стране и обществе шли параллельно с процессами реформирования внутри церковной жизни. В связи с политическими зигзагами новой власти и возникновении новых массовых нестроений и социальных идеалов, реформы и сами реформаторы оказались под мощным воздействием. Несмотря на то, что сами реформаторы считались добросовестными, вступая в «рискованную зону», оказывались для самих себя орудиями политической борьбы партийно-государственного аппарата.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА І. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО
РАСКОЛА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7
1.1. Предыстория церковного обновления до 1917 года 7
1.2. Лидеры, союзы и группы обновленцев после революции
1917 года. 12
ГЛАВА II. ОБНОВЛЕНЧЕСКИЙ РАСКОЛ В РУССКОЙ 20
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 20 – Х ГОДАХ.
2.1. Начало раскола 25
2.2. Группировки в расколе 35
2.3. Обновленческий «собор» 1923 года 39
2.4. Лжесобор 1925 года 52
Заключение 57
Список литературы 60
Список литературы
1) Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/ Сост. М.Е. Губонин. - М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. - 1064с2) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд. Российского Библейского Общества, 2000. - 1371с.
3) Беглов А. Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей Церковью в 1944-1946 гг.//Альфа и Омега. - 2004. - №2 (40).- С.205-214.
4) Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. - М.: Духовная библиотека, 2004.- 664с.
5) Вострышев М.И. Патриарх Тихон.-2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 304с.- (Серия ЖЗЛ).
6) Голубцов Сергий, протодиакон. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. - М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1999. - 208с.
7) Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 7 кн. - Тверь, 1999. - Кн.3. - 624с.
8) Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. - М.: Московский рабочий, 1994. - 621с.
9) Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году: Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. - 304с.
10) Иоанн (Снычев), митр. Жизнь и служение митрополита Мануила: Библиографический очерк. - Самара: Изд-во Парус, 1997. - 316с.
11) История Отечества в документах 1917-1993 гг. / Сост. Л.И. Ларина. В 4 ч. - М.: ИЛБИ, 1994. - Ч. 2. 1921-1939 гг. - 198с.
12) История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период 1917 - 1970 / Данилушкин М.Б, Никольская Т.К., Шкаровский М.В., свящ. Владимир Дмитриев, Кутузов Б.П.; Под общ. ред. Данилушкина М.Б. - СПб.: Изд-во Воскресение, 1997. - Т. 1. - С. 224.
13) Каннингем Дж. В. С надеждой на Собор. Русское религиозное пробуждение начала века. - Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. - 354c.
Император Пётр I и его церковная реформа упразднила Патриаршество как институт, сделав по факту из Русской Православной Церкви придаток государства, который должен был выполнять все государственные задачи без каких-либо рассуждений. «Если до XVIII столетия, - отмечает протопресвитер Александр Шмеман, - Церковь всё же была отличной от государства, не зависела от него в своём бытии: нарушения «симфонии» всегда оставались именно нарушениями, поскольку государство признавало над собой высший закон - христианскую истину. Со времён Петра I Церковь стала мыслиться религиозной проекцией самого государства…» [42, c. 379-380]. По своей новой сути религия отождествлялась как нравственное основание государственного порядка. Для государства Церковь стала посредником и составной частью для проведения и осуществления нравственных принципов и идей, признанных государством. В результате этого церковные таинства стали ассоциироваться как своеобразная проба на благонадёжность, а на приходское духовенство спустили функции полиции, занимающиеся вычленением инакомыслия в приходе. Все особо важные и внутренние вопросы Церкви, как в жизни самой Церкви, так и в её церковном управлении теперь решались непосредственно государством. Чаще всего происходило усиленное давление со стороны власти. После таких реформ, прямо антиканоничных, авторитет Церкви существенно пошатнулся. Такое отношение сначала возникло среди образованного слоя общества, а после перешло и на простой народ.