Системно-деятельностный подход в обучении физики и астрономии
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Согласно ФГОС, задача учителя – научить детей учиться. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Вместо простой передачи знаний, умений. Навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становиться развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Содержание не найдено
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст]//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт – Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – с.140-142.
2. А.Н. Леонтьев. Избранные психологические вопросы. Том 2.Москва «Педагогика» 1983, стр. 141
3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.
Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод. Так, при изучении темы «Виды соединений проводников» можно разделить учащихся на группы, выдать задания по выяснению распределения силы тока, напряжения, возможно и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников. Каждая группа собирает цепь, проводит исследование, снимает показания приборов, сравнивает их и делает вывод. По окончанию работы, в докладах учащиеся описывают кратко методику исследования, и полученные результаты. Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но, полученные данные могут применяться и при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.И заключении хотелось бы отметить, что спользование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.