Об организации самостоятельной работы по математике для студентов гуманитарных направлений
Компетентностный подход, реализуемый в современной системе высшего профессионального образования, подразумевает формирование у студентов способностей применять полученные на различных дисциплинах знания, умения и навыки в их дальнейшей профессиональной деятельности. В данной статье приводится коллективный опыт преподавания преподавателей кафедры математического анализа и теории функций института математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета, накопленный в процессе преподавания математики для студентов направлений «География», «Картография и геоинформатика», «Экология и природопользование» института естественных наук. Согласно утвержденным учебным планам перечисленных направлений, достаточно большой объем часов при изучении математики отводится на самостоятельную работу студентов. Наблюдения и исследования последних лет показывают, что у многих студентов сразу же возникают определенные трудности при изучении математики [2], [3]. Связано это со многими причинами: слабая подготовка по школьной математике; первый семестр является для студентов адаптационным и большое количество новых дисциплин вызывает трудности с самоорганизацией и умением планировать время; у студентов-первокурсников не сформированы навыки самостоятельной работы с программным материалом. Сказывается также недостаточный уровень мотивации к изучению, поскольку большинство не понимает связи математики со своей будущей профессиональной деятельностью.
Содержание не найдено
Список литературы:
1. Бондарева Е.В. О математической подготовке студентов гуманитарных специальностей // Научные тенденции: Педагогика и психология. Санкт-Петербург, 04 ноября 2019 г. – Сборник научных трудов по материалам XXVI международной научной конференции. – С. 12-16.
2. Бондарева Е.В. Об опыте преподавания разделов высшей математики для студентов нематематических направлений в условиях дистанционного обучения. // Актуальные научные исследования в современном мире, вып 10 (78), часть 12, октябрь 2021. – Переяслав. С. 7-9.
3. Бондарева Е.В., Трухляева И.В. Об особенностях преподавания курса «основы математической обработки информации» для студентов-социологов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30733.
4. Высшая математика для географов: учеб. пособие для студентов географических и геоэкологических специальностей вузов : в 2 ч. ч.1. О. М. Матейко, А. Н. Таныгина. – Минск: БГУ, 2011. - 269с.
Приведем несколько примеров из раздела «Линейная алгебра», которые используются сначала в лекционном курсе, а затем в подборке задач для организации самостоятельной работы. В лекционный материал по теме: «Операции над матрицами» включаются рассмотренные ниже примеры, иллюстрирующие применение матриц в географии [4].
Пример. Рассмотрим случай, когда для какой-либо местности известно среднее количество дождливых дней осенью, зимой и весной, причем это количество равно соответственно 64, 57 и 46 дням. Можно представить эти данные в виде матрицы-строки A = 645746 размеров 1×3. Для того, чтобы оценить возможное количество таких дней за 5 последовательных лет, нужно найти произведение матрицы A на число пять: 5A = 320285230 [4].