Социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в организациях дополнительного образования
В статье рассматривается проблема социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования. Представлены задачи психолога, отмеченные в отношении всех, кто принимает участие в образовательном пространстве, а именно: дети с ЗПР, педагоги дополнительного образования, родители и семьи детей с ЗПР. Актуальность проблемы включения детей дошкольного возраста с ЗПР в учреждения дополнительного образования обусловлена тем, что данная среда способна обеспечить включение детей в доступные виды жизнедеятельности и взаимоотношений с учетом их индивидуальных способностей, мотиваций, интересов, ценностных ориентаций и тем самым способствовать их реабилитации и социализации. Социальная значимость дополнительного образования, формирование на месте полноценных членов общества, способных осваивать, созерцать, развивать и передавать культурное наследие обществу отмечается рядом исследователей в области общей психологии.
Содержание не найдено
Список использованных источников
Захарова, Т.В. Ознакомление со сказкой как компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР / Т. В. Захарова. – Текст: непосредственный // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС. Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летию педагогического образования в Иркутской области. Под ред. Е.Л. Инденбаум. – 2019. – С. 108-110.
Корашвили, Н.Ш. Психологические особенности детей «группы риска» дошкольного возраста / Н. Ш. Корашвили. – Текст: непосредственный // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 35. – № 3. – С. 85-93.
Ремезова, Л.А. Комплексное использование ресурсов социализации при индивидуализации развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Л. А. Ремезова, И. Ю. Сирик. – Текст: непосредственный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – № 4 (31). – С. 41-46.
Сулименко, Т.С. Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) / Т. С. Сулименко. – Текст: непосредственный // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2019. – Т. 5. – № 2. –С. 449-453.
Филичева, И.Н. Из опыта работы по теме: экскурсия с родителями как одна из форм социализации и коммуникации детей с ЗПР / И. Н. Филичева. – Текст: непосредственный // Троица образования: педагог - обучающийся - родитель. Материалы VIII Байкальских родительских чтений. Под редакцией О.В. Удовой. – 2019. – С. 531-533.
Особое место среди дошкольников занимают дети с нарушениями развития, а именно дети с задержкой психического развития. Как правило, включение таких детей в общественную жизнь происходит болезненно. Психологи и врачи при изучении детей с задержкой психического развития отмечают, что они значительно слабее своих нормотипичных сверстников, у них отмечается низкая потребность в общении, сочетающаяся с различными формами участия: отчуждением, избеганием или конфликтностью. Педагоги отмечают, что самой сложной педагогической проблемой в работе с такими детьми является социализация. Ребёнку с ЗПР трудно участвовать во взаимодействии, вовремя усваивать правила поведения, проявлять инициативу в сотрудничестве с другими людьми.
Особенности социализации детей с задержкой психического развития позволяют отнести их к категории детей так называемой группы социального риска. Проблема, таким образом, заключается в том, что развитие различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками у детей с ЗПР через овладение их коммуникативными навыками и способностями имеет особое значение.
Социальная ценность дополнительного образования, составляющего на его месте полноправных членов общества, способных развивать, поддерживать, развивать и продолжать делиться культурным наследием общества, отмечена рядом исследователей в области общей психологии и педагогики, а также в области коррекционной педагогики [5].