Когнитивно-прагматические аспекты языковой манипуляции

Скачать бесплатно статью на тему: Когнитивно-прагматические аспекты языковой манипуляции.
Author image
Dima
Тип
Статья
Дата загрузки
15.09.2023
Объем файла
37 Кб
Количество страниц
11
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Теоретической базой данного исследования служат концепция П. Грайса, в основе которой лежит понятие принципа кооперации, как условия эффективного общения, и теория релевантности Д. Шпербера и Д. Уилсон, объясняющая универсальные (когнитивные) принципы интерпретации высказывания. Базовыми понятиями в данной модели анализа являются интенция, импликатура и контекст; ключевой операцией вывода смысла является инференция; катализатором и залогом построения адекватного контекста интерпретации служит понятие релевантности. Рассмотрим подробнее теоретические принципы, положенные в основу когнитивно-прагматической модели, особо выделив те моменты, которые обусловливают перспективность ее использования при анализе языковой манипуляции.

Содержание не найдено

  1. Allott, N. The Role of Misused Concepts in Manufacturing Consent: A Cognitive Account / N. Allott // Manipulation and Ideologies in the Twentieth Century: Discourse, Language, Mind / L. de Saussure, P. Schulz. – Amsterdam – Philadelphia: John Benjamins, 2005.
  2. Blass, R.  Manipulation in the Speeches and Writings of Hitler and the NSDAP / R. Blass // Paper delivered at the International Conference on Manipulation in the Totalitarian Regimes of the XXth Century, Ascona, Switzerland, Sept. 29th – Oct. 3rd, 2002.
  3. Chomsky, N. Hegemony or Survival: America’s Quest for Global Dominance/ N. Chomsky. – New York: Henry Holt, 2004.
  4. de Saussure, L. Manipulation and Cognitive Pragmatics: Preliminary Hypotheses. / Louis de Saussure // Manipulation and Ideologies in the Twentieth Century: Discourse, Language, Mind / L. de Saussure, P. Schulz. – Amsterdam – Philadelphia: John Benjamins, 2005.
  5. Grice, H. Paul. Logic and Conversation. William James Lectures / H. P. Grice. – 1967/1989. – P.3 – 143.
  6. Harris, P.L. Checking our sources, the origins of trust in testimony / P.L. Harris // Studies in History and Philosophy of Science. – 2002. – № 33. – P. 315 – 333.
  7. Klemperer, V.  Lingua Tertii Imperii – Notizbuch Eines Philologen / V. Klemperer. – Leipzig: Reclam Verlag, 1946.
  8. Sperber, D. An evolutionary perspective on testimony and argumentation / D. Sperber // Philosophical Topics. – 2001. – №29. – P.401 – 413.
  9. Sperber, D., Wilson, D.  Relevance. Communication and cognition / D. Sperber, D. Wilson. – Oxford: Blackwell, 1995.
  10. Taillard, M. Persuasive communication: the case of marketing / M. Taillard // UCL Working papers in linguistics / Ad Neeleman and Mary Pearce. – 2000. – №12. – P. 145 – 174.
  11. Van Dijk, T.A.  Discourse and Manipulation / T.A. van Dijk // Discourse and Society. – 2006. №17 (2). – P. 359 – 383.
  12. Van Dijk, T.A.  Elite Discourse and Racism / T. A. van Dijk. – Newbury Park, CA: Sage, 1993.
  13. Wodak, R., de Cillia, R. Politics and Language: Overview / R. Wodak, R. de Cillia // Encyclopedia of Language and Linguistics. Second Edition / K. Brown.  – Oxford: Elsevier, 2006. – Vol. 9. – P. 707 – 719.
  14. Барт, Р. Текстовый анализ / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1980. – Вып 9: Лингвостилистика. – C. 307 – 312.
  15. Борисова, Е.Г. Имплицитная информация в рекламе и пропаганде / Е.Г. Борисова, Ю.К. Пирогова, В.Э. Левит // Имплицитность в языке и речи / Отв. ред. Е.Г. Борисова, Ю.С. Мартемьянов. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 145 – 152.
  16. Шейгал, Е.И. Культурные концепты политического дискурса / Е.И. Шейгал // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Материалы Международной науч.-практ. конференции «Коммуникация-2002». –  Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002.

Импликатуры, выводимые в результате отклонения постулатов эффективного общения, могут использоваться говорящим в манипулятивных целях. В данном случае речь идет о так называемой «прототипической манипуляции, когда говорящий представляет пропозицию как истинную, хотя в действительности она является ложной, или же когда пропозиция действительно истинна, но контекстуальные параметры «подталкивают» адресата к обогащению значения путем вывода импликатур или пресуппозиций, которые предполагаются быть истинными, но на самом деле ложные» [6]. В данном случае происходит нарушение постулата качества, заключающегося в том, что для успеха коммуникации необходимо сообщать только истинные сведения. Так, пресуппозиция о том, что демократ Альберт Гор является единственным политиком, который сможет решить актуальные проблемы Америки, является ложной и в контексте предвыборной борьбы используется с целью формирования положительного отношения к нему как возможному претенденту на президентский пост:

Many of those who are worried about global warming and America’s imperial overstretch hope that Al Gore, who continues to maintain he will not run, will enter the race at the last minute (Doyle L. America’s anti-Hillary Clinton alliance is growing by the day).

Похожие работы