Опрос как метод получения социологической и психологической информации
Введение
Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.
Типы опросов:
1. Интервьюирование;
2. Анкетирование.
Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором интервьюер стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.
Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1. По количеству опрашиваемых и целей диагностирования:
а) Индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом; в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений.
2) По степени формализации:
Содержание
Введение3
1. Анкетный опрос8
2. Буферные вопросы11
3. Метод лестницы16
4.Отличительные особенности опроса17
Заключение20
Список использованной литературы21
Список использованной литературы
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: уч. пособие/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко; Федер. агентство по образованию. - М.,2008.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -- М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7-19, 48-63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34-47.)3. Гласс, Дж.: Статистические методы в педагогике и психологии: [пер. с англ.] / Дж.Гласс, Дж.Стэнли. - М., Прогресс, 1976. - 494 с.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования/ В.И.Загвязинский: уч.пособие для студентов ВУЗов, М-во образования и науки РФ. - М.,2005.
5. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.: АСТ, 2000. - 896 с.
6. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский, Е.В.Бережнова - М.: Академия,2008. - 393 с.
7. Материал из Википедии -- свободной энциклопедии.
8. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб.: Речь, 2002.
Формулировка вопросов - самый сложный этап составления анкеты.
По предметному содержанию вопросы можно поделить на:
1) вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.
2) вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
3) вопросы о мнении