Методы оценки влияния коррозионных поражений планера на летную годность ВС гражданской авиации типа Airbus А320
Введение
Обязательным условием обеспечения летной годности ВС является выполнение требований норм летной годности по условиям статической и усталостной прочности конструкции планера ВС при случайных повреждениях, усталостных повреждениях и повреждениях вследствие коррозии. В настоящее время для оценки влияния случайных и усталостных повреждений на прочность конструкции разработаны приемлемые методы, основанные на результатах фундаментальных исследований в области сопротивления материалов, механики разрушения и теории упругости твердого тела. Для случаев коррозионного поражения также необходимы расчетные методы, позволяющие обосновать предельно допустимые размеры коррозии элементов конструкции планера, учесть влияние коррозионных поражений на усталость и живучесть конструкции.
Наиболее остро проблема коррозии планера возникает для ВС, эксплуатируемых длительное время. Эти ВС по общепринятой международной классификации относятся к "стареющим" ВС.
Содержание не найдено
Список источников
1. Акимов, Г.В. Теория и методы исследования коррозии металлов / Г.В. Акимов.
— М. : Л., Изд-во АН СССР — 1945. — 396 с.
2. Акопян, К.Э. Анализ данных о коррозионном состоянии самолетов типа Ту-154, базирующихся в различных региональных управлениях ГА / Акопян К.Э. Бутушин C.B., Семин A.B. // Научный вестник МГТУ ГА №119 серия Аэромеханика и прочность. — 2007. — С. 41-49
3. Акопян, К.Э. Оценка влияния значений параметров, характеризующих коррозионное поражение листового конструкционного материала на его долговечность / Акопян К.Э., Байков В.М., Бутушин C.B., Лапаев A.B., Ковалевский
A.C. // Научный вестник МГТУ ГА № 130. — 2008. — стр. 21-25
4. Акопян, К.Э. Теория и практика оценки коррозионных повреждений элементов конструкции планера воздушных судов / Акопян К.Э., Бутушин C.B., Гришин А.Н., Лапаев A.B., Семин A.B., Шапкин B.C. // под ред. Шапкина B.C., Бутушина C.B. — М.: ЗАО НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА. — 2010. — 288 с.
5. Акопян, К.Э. Исследование усталостной долговечности фрагмента конструкции фюзеляжа самолета типа Ту-154 с коррозионным повреждением / К.Э. Акопян, В.М. Байков, А.Н. Гришин, A.C. Ковалевский, A.B. Лапаев, B.C. Шапкин // Научный вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность. — 2010. — №153(3) — С. 37-43.
6. Акопян, К.Э. Анализ коррозионного состояния самолетов Ту-154М ОАО авиакомпании «Аэрофлот-РАЛ» по данным материалов технического обслуживания в объёме формы «2» / К.Э. Акопян, A.B. Лапаев, В.А. Семин // Научный вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика и прочность. — 2007. — №119. — С. 24-29
7. Акт об авиационном происшествии [Электронный ресурс] / Сайт Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России — Режим доступа: http://www.airdisaster.ru/reports.php?id=12
8. Алюминиевые сплавы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всероссийского Научно-исследовательского Института Авиационных Материалов ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ — Режим доступа : http://www.viam.ru/index.php?id_page=109&language=ru#41
Значимость этих технических требований иллюстрирует ряд событий, которые произошли при эксплуатации ВС.
В марте 1997 года при выполнении полета по маршруту Ставрополь-Трабзон на самолете Ан-24РВ ЯА 46516, принадлежащем Ставропольской акционерной авиакомпании, на эшелоне 6000 м разрушилась конструкция хвостовой части фюзеляжа с последующим ее отделением вместе с хвостовым оперением в районе шпангоута № 40. Согласно акту об авиационном происшествии [7, 167] разрушение самолета началось в воздухе. Очаговая зона разрушения конструкции располагалась по правому борту фюзеляжа под туалетом и буфетом в районе шпангоутов № 31-34 между стрингерами № 6-8, окаймляя снизу сливную панель санузла.