О свободе и ответственности (Ж.П Сартр)
Жан Поль Сартр (1905 - 1980) был философом, драматургом, романистом и французским политическим деятелем, известным как один из главных деятелей философских идей экзистенциализма и французского марксизма в двадцатом веке.
Главное в творчестве Сартра - поиск собственного пути в познании, в котором одной из первых была проблема условий человеческого существования. В то же время он считал, что не наука, а философия и искусство дают наиболее полную картину проблемы бытия.
В то же время Сартр проявляет в своих произведениях свои философские теории. Он испытывает созданные им философские концепции на своих героях. Однако есть примеры обратного: переживания, первоначально зафиксированные образно, затем оказались в кругу философских проблем. Но стержнем всех их оставались условия существования человека, человека и его отношения с миром природы, с миром вещей, со всей цивилизацией. Именно личная свобода привлекала Сартра, определяла его мировоззрение, отношение к политике, морали, философии, человеческому поведению, формировала его эстетику и художественную практику.
Сартр почти одновременно развил свою метафизическую и художественную концепцию свободы человека, так как литературное творчество, литература и искусство охватывали для него все сферы жизни и деятельности.
Содержание не найдено
Список литературы
Антисерн Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней.
Сартр Я. П. Философские пьесы. - М., Канон., 1997
Гриненко Г.В.История философии. С. 543.
Гриненко Г.В.История философии. С. 548.
Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. С.7.
Антисерн Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. С. 410.
В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
Однако в мифологизирующей утопической мысли Сартра на первый план выходит неприятие реальности современного общества и его культуры, выражающее сильное течение современной социальной критики. Жить в этом обществе, по Сартру, как живет в нем «самодовольная совесть», можно лишь отрекшись от себя, от личной подлинности, от «решений» и «выборов», перенеся оные на анонимную ответственность других — в то же время государство, нация, раса, семья, другие люди.