Манипулятивные технологии в системах массовой коммуникации
Введение
Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.
Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка".
Оглавление
Введение3
Глава1. Психология манипуляции.6
1.1. Манипуляция на уровне психических процессов.6
1.2. Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные, мнемические, интеллектуальные процессы.7
1.3. Механизмы, реализующие манипуляторное воздействие (по Доценко).11
Глава 2. Манипуляция в СМК16
2.1. СМИ. Информация. Информационная коммуникация.16
2.2. Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК.19
2.3. Участие телевидения в политической манипуляции.21
2.4. Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.23
Заключение31
Список использовавшейся литературы34
Список использовавшейся литературы
Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980
Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000
Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973
Почепцов Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000
Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000
Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999
Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. - М., 1996
Зиновьев А. Русский эксперимент. - М.: "Наш дом – L’age d’homme", 1995
Бурдье П. Социальное пространство и символическая властью. - "Thesis" №2, 1993
Одним из главных "материалов", с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. В словарях сказано: "Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Стереотипы – неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании…" Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет не только об информации и мышлении, а о сложном социально-психологическом процессе.