Мониторинг и оценка реализации государственной программы субъекта Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Вызовы и задачи, с которыми сталкивается современная Россия, требуют максимальной концентрации усилий и ресурсов, а также их рационального использования в долгосрочной перспективе. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности государственных органов власти Российской Федерации является развитие системы стратегического планирования с целью достижения высоких социально-экономических показателей и решения приоритетных задач в долгосрочной перспективе. Ведущим методом, позволяющим достичь заявленные цели, является метод комплексной оценки эффективности государственных программ, позволяющий получить объективную оценку о степени достижения основных целей и задач действующих государственных программ в субъектах РФ. Цель работы состоит в проведении комплексного анализа действующих государственных программ, представления механизма их интеграции в систему стратегического планирования, анализе процесса адаптации государственных программ в субъектах РФ в соответствии с утвержденными национальными проектами, а также в обосновании основных направлений совершенствования процесса разработки государственных программ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………..5
1.1. Государственная программа: понятие и назначение………………………5
1.2. Нормативно-правовое обеспечения функционирования государственных программ в Российской Федерации………………………………………………...8
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ОЦЕНКА…………………………………14
2.1. Анализ проведенного мониторинга государственных программ за 2021 год…………………………………………………………………………………...14
2.2. Порядок оценки эффективности реализации государственных программ субъектами Российской Федерации……………………………………………….17
2.3. Проблемы, возникающие при оценке реализации государственной программы субъекта Российской Федерации……………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 10.02.2022). – Текст : электронный.
2. Федеральный закон от 25 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
3. Распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р «О перечне государственных программ РФ» // СЗ РФ. – 2010. – № 47. – Ст. 6166.
4. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»» // СЗ РФ. – 1995. – № 28. – Ст. 2669.
5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. – № 32. – Ст. 4329.
6. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2021. – № 23. – Ст. 4042.
7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/499061714 (дата обращения: 10.02.2022). – Текст : электронный.
8. Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 274 «Об утверждении методики оценки эффективности государственных программ Нижегородской области» (2014а) // Официальный сайт Правительства Нижегородской области. – URL: http://government-nnov.ru/?id=150986 (дата обращения: 08.02.2022)
Научная литература
9. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Александров О.В. Методология формирования и мониторинга статистических показателей эффективности развития сферы государственного управления: монография. – Москва: МЭСИ, 2015. – 262 с.
10. Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы. – М.: Экономика, 2002. – 701 с.
Публикации в научных журналах
11. Гоманова Т.К. Региональные особенности оценки эффективности государственных программ: финансовый аспект // Вопросы управления. – 2018. – № 6 (36). – С. 109-114.
12. Левицкая Н.В., Савельев И.И. Анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ отдельных субъектов Российской Федерации // СРРМ. – 2016. – №4 (97). – С. 123-127.
13. Савельев И.И., Никифорова С.В. (2016) Автоматизация оценки эффективности реализации региональных государственных программ // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1–1 (66-1). – С. 1050–1054.
14. Савруков А. Н. Методический подход и критерии оценки эффективности государственного управления в регионах // Финансы и кредит. – 2017. – №7 (727). – С. 49-54.
15. Tatham, M., Bauer, M.W. The State, the Economy, and the Regions: Theories of Preference Formation in Times of Crisis [Text] / Journal of Public Administration Research and Theory. – 2016. Vol. 26. – No 4. – P. 631–646.
В Российской Федерации в целом и ее субъектах в частности вместо целевых программ активно внедряются государственные программы. Государственной программой, как указывалось ранее, является «система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности». Для достижения целей государственных программ используется не только бюджетное финансирование (как это предусмотрено для долгосрочных и ведомственных целевых программ), но и меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами. Одной из важнейших задач является оценка эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и ее субъектов. Как показало исследование нормативно-правовых актов, субъекты Российской Федерации используют три основных подхода к разработке методики оценки эффективности реализации государственных программ. Рассмотрим эти подходы и приведем наиболее успешные примеры их использования среди субъектов РФ.