Анализ партии Лючии из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»
Введение
О начале XIX века и изменении в опере
В работе польских исследователей И. Хоминского и К. Вильковской-Хоминской «Опера и драма» предлагается периодизация развития оперного искусства, согласно которой 1817-1850 годы называются периодом утверждения и господства романтической оперы.
Эпоха романтизма стала новым этапом в развитии мирового оперного искусства. Это было время нарушения оперных канонов, пересмотра тем, смены жанров и стилей, последствия которых выходили за рамки упомянутого периода. «Оперная карта» Европы обретает новое лицо. Всеобщее признание получают национальные оперные школы России, Германии, Польши, Венгрии, позднее — Чехии.
Характеристика романтизма как периода перехода от одной стадии художественного развития человека к другой особенно ярко проявляется в группе популярных в то время исторических жанров (роман, драма, опера, живопись). Произведения на историческую тему выделяются из нормативно-иерархической жанровой системы классического периода и образуют жанровые образования нового типа. Ее возникновение и развитие связано со становлением историзма как образа мышления, коренным образом изменившего мировоззрение и взгляды человека.
Содержание
О начале XIX века и изменении в опере 3
Кто такой Г. Доницетти? 7
Об опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» и почему эта опера стала
такой популярной? 11
Первоисточник. Роман Вальтера Скотта 15
История создания оперы. Драматургия. Важность женского образа. 18
Лючия как драматическая роль и сложная вокальная партия 19
Лучшие певицы. Записи. Постановки.
Как использовать в процессе обучения 20
Заключение 21
Список литературы 22
Список литературы
1. Булычёва, А.В. Доницетти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/music/text/1965706 (Дата обращения: 22.02.2022 г.)
2. Вайнкоп, Ю. Что надо знать об опере. Москва.1967 г.
3. Вальтер, Скотт. Ламмермурская невеста. Перевод на русский: В. Тимирязев, М. Шерешевская (Ламмермурская невеста); 1962 г. — 1 изд.
4. Лагутин, А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М.: Музыка, 1982 г. - 224 с.
5. Людько, М.Г. Стилевое сольфеджио в современном видении: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Людько Мария Германовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.
6. Маркези, Г. (в переводе Е. Гречаной). Гаэтано Доницетти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.belcanto.ru/donizetti.html (Дата обращения: 22.02.2022 г.)
7. Паевская, А.Н. Вальтер Скотт, его жизнь и литературная деятельность: Биогр. Очерк А. Паевской: с портр. Вальтера Скотта, грав. В Лейпциге Геданом. - Санкт-Петербург: тип. Т-ва "Обществ. Польза", 1891. - 80 с.
8. Петровский, Е.Г. Доницетти. "Русская музыкальная газета", 1897 г.
9. Пирсон, Х. Вальтер Скотт / Х. Пирсон; Пер. С англ., послесл. И коммент. В. Скороденко. - 2-е изд. - М.: Книга, 1983. - 239 с.
10. Ферман, В. "История новой западноевропейской музыки", т. 1, М., 1940 г.
11. Черкашина, М.Р. Историческая опера эпохи романтизма: опыт исслед. / М. Р. Черкашина.– Киев : Муз. Украiна, 1986 г.– 149 с.
12. Черная, Е.С. Беседы об опере. М.: Знание, 1981. - 158 с.
13. Шаталов, О.В. Театр: балет и опера: учебное пособие для вузов / сост. Шаталов О. В. - Воронеж, 2008г. -174 с.
14. Ширшикова, И.В. Лекции по музыкальной литературе: второй год обучения. Новосибирск-2018 г.
15. [Электронный ресурс]. Режим: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/i-7-6-opera-v-epohu-romantizma (Дата обращения: 22.02.2022 г.)
16. [Электронный ресурс]. Режим: https://my.mail.ru/mail/a9636363/video/2/27.html?From=videoplayer (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
17. [Электронный ресурс]. Режим: https://my.mail.ru/mail/olga_shved/video/2903/6120.html?From=videoplayer (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
18. [Электронный ресурс]. Режим: https://ok.ru/video/1615698266741 (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
19. [Электронный ресурс]. Режим: https://www.youtube.com/watch?V=-mssi-iysca (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
20. [Электронный ресурс]. Режим: https://www.youtube.com/watch?V=oizvxc14xuo (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
21. [Электронный ресурс]. Режим: https://www.youtube.com/watch?V=zobznrer1pw&t=1s (Дата обращения: 06.03.2022 г.)
Немаловажна и сценическая аура примы, ведь именно она довершает созданный вокалисткой образ и влияет на отголоски в сердцах зрителей или полнейшую тишину. Сравнивая Н. Дессей с А. Нетребко (выступление в Метрополитен – опера, 2009 г.), мне бросилась в глаза разительная их непохожесть манеры исполнения одной и той же роли. Дессей создала облик инфантильно-радостного существа, которая пленяет своей детскостью и наивностью, в то время как Лючия Нетребко получилась сдержанной и довольно скупой на эмоции дамой. В течение 19-го и начала 20-го века в партии Лючии блистали лучшие сопрано, демонстрируя незаурядное вокальное мастерство. Небывалую трагическую глубину роли раскрыла Мария Каллас. Знаковым событием стал спектакль с ее участием под руководством Герберта фон Караяна в Ла Скала в 1945 году. Поэтому ввиду сложной, но в тоже время захватывающей колораторики, партия Лючии считается венцом сопрано и входит в репертуар ведущих див мира. Очень многие примы и талантливые певицы блистали на помостах оперного театра, исполняя партию Лючии, но кто-то довел свое исполнение до совершенства, «оживив» Лючию и став ей, произведя настоящий фурор своим выступлением и приумножив свою популярность, а кто-то так и остался лишь подобием главной героини.