Особенности формирования словаря прилагатеных у учащихся с общим недоразвитием речи

Скачать бесплатно статью на тему "Особенности формирования словаря прилагатеных у учащихся с общим недоразвитием речи"
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
22.08.2023
Объем файла
40 Кб
Количество страниц
8
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые рас-стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [1].
 «Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав-ав) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи».
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Они нуждаются в дополнительном стимулировании и развитии лексического компонента языка в собственной речи, в особенности более абстрактных понятий – слов прилагательных, которые определяют качественные признаки и свойства предметов окружающей действительности. В то же время имена прилагательные определяют и грамматическую зависимость признака от предмета, выраженную в форме согласования с существительным в  роде,  числе  и падеже.

 

Содержание не найдено

Список использованной литературы:
Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001. – № 2. – С. 56-64.
Сайтханова В.Я. Логопедическая работа на основе развития семантических представлений: Из опыта работы педагогической мастерской. – Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2005. – 244 с.
Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» - М., «Просвещение», 2011.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – с. 92-101
Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография – М. РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – с. 145-147.

1. Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний: собака, коза, корова, баран – ава; машина, корабль, ракета, велосипед ту - ту.
Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, и действия, совершаемые с ними. 
Например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает». Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребёнок говорит «да» и сопровождает сложное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «нитя» отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. В речи преобладают корневые части слова, при этом грубо нарушается звуко-слоговая структура слова. «Фраза» состоит из лепетных элементов, каждое такое слово имеет многообразную структуру, соотнесённость, и вне конкретной ситуации понятно быть не может. Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под»). Пассивный словарь детей шире активного. Отличительной стороной речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова

 

Похожие работы