Нейропсихологический подход в коррекции письменной речи младших школьников
Анализируя проблемы современного образования, мы можем увидеть ряд стойких трудностей в обучении, которые увеличивается каждый год. На первое место среди трудностей обучения выходят специфические нарушения письменной речи, являясь самым распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. Разнообразные нарушения психического развития, устной речи, слухового и зрительного анализаторов, интеллектуальные нарушения затрудняют процесс овладения письменной деятельностью и усвоение школьной программы, что создает ситуацию не успешности в обучении этой категории детей. Постоянные, стойкие трудности в усвоении письменной деятельности младших школьников часто становятся причиной появлению школьной дезадаптации и отказа от обучения [9, с.116]. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно ссылаются на нежелание учиться. Однако, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга. Согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.В.Семенович, Л.С. Цветковой дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, кинестетической, программирования и контроля деятельности, избирательной активации [1;10;13].
Содержание не найдено
Список литературы
1.Ахутина Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб.: Изд – во С. – Петерб. Ун – та, 2001.
2.Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения// Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М.: Изд – во Мин. Общего и проф образования РФ, 1998.
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с
4.Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. Метод. Пособие. М.: Аст: Астрель, 2005.
5. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. — 1982.
6. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
7.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд – во МГУ, 1973.
8.Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд – во «Институт практической психологии», 1996.
9. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 116-123.
10.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997.
11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с
12. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
13. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 200
Пространственные нарушения проявляются следующими видами ошибок: нахождение и соблюдение строки, колебания наклона, размера букв, трудности запоминания букв и их искажение [1, с.71-80].
В упражнения на развитие второго блока мозга входят следующие направления развития:
• Тактильные и кинестетические процессы
• Зрительный и слуховой гнозис
• Пространственные представления
• Кинетические процессы, мнестические процессы, номинативные процессы [10, с. 151-209].
Третий блок - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности. Рассмотрим нарушения письма, вызванные регуляторными трудностями.