Классические концепции управления
Введение
Промышленная революция (XVIII–XIX вв.) оказала огромное влияние на развитие менеджмента. На всем историческом пути человечества это событие повлияла на менеджмент больше, чем все предыдущие революции. На этом историческом этапе менеджмент начал свое становление, начали развиваться классические школы управления. Менеджмент начал получать облик, который мы привыкли видеть. Динамично развивающиеся производства, рост конкуренции, требовали постоянного роста производительности труда, следовательно, появилась потребность в организаторах производств. В управленцах способных путем организации трудовой деятельности повысить производительность и снизить издержки.
В конце XIX – начале XX в. начали появляются первые труды, в которых произведен анализ наработок по управлению, менеджмент как наука начала свое существование. Менеджмент как наука, на тот момент, удовлетворил потребности производств в увеличении производительности, обеспечению рационального управления огромных компаний, снижению издержек производства крупносерийных и массовых изделий.
Классическое направление менеджмента включает в себя три области:
– научный менеджмент – основным аспектом роста производства считалось его рациональность, научную обоснованность тех или иных методов управления, а менеджмент преподносился как промышленный. (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом, от рабочего до руководителя, и таким функциям как планирование и организация производства, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
Содержание
Введение 3
1. Научный менеджмент 4
2. Административный менеджмент 6
2.1. Принципы управления Анри Файоля 7
3. Школа человеческих отношений 8
Заключение 10
Список литературы 11
Список литературы
1. Кабушкин Н.И.Основы менеджмента. - 11 изд. испр.- М.: Новое знание, 2009.- 336с.
2. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. — 352 с.
3. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005.- 584 с: ил.
4. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента Часть 1. Учебный курс (учебно-методический комплекс). Режим доступа: http://www.e-college.ru
5. Научные школы менеджмента. Режим доступа: http://www.strategplann.ru
6. Основные принципы классической школы научного управления Ф.Тейлора. Режим ждоступа: http://www.econom-rgsu.ru
7. Основы социального управления. Под ред. В.Н. Иванова. -М: Высш. шк., 2001.- 271с.
8.Фредерик Тейлор. Статья из цикла «Гуру менеджмента» Ю. А. Петрова, О.С. Красова.
9. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
Школа «человеческих отношений» (1930-1950-е гг.) обратила свое внимание на социальные аспекты жизни работника, на особенности его сосуществовании в коллективе, на особенности поведения в разных ситуациях.
Школа «человеческих отношений» стремилась построить модели поведения людей, чем она отличается от административной, которая занималась моделями построения организации.
Это научное направление в теории управления и возникло после того, как выяснилось, что высокая заработная и регламентация труда не всегда приводят к повышению производительности, как полагали представители школы административного управления. Значительный вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в 1940-1960-е гг. ученые-бихевиористы (от англ. behaviour — поведение), которые разработали теории мотивации, в частности иерархическую теорию потребностей (А. Маслоу) и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой (Ф. Херцберг). Основоположник данной теории является Э. Мэйо (1880-1949).