Глобальные проблемы человечества
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "глобальные проблемы" в современном его понимании вошло в широкое обращение конце 60-х гг. ХХ века, когда ученые многих государств начали исследования изменений, происходящих в глобальной системе, и возможные их последствия. ХХ век — это переломный момент не только в мировой социальной истории, но и в судьбе самого человечества. Глобальные проблемы человечества — это такие неразрешимые на сегодняшний день вопросы, которые затрагивают как человеческое общество, так и природу. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация. Философский взгляд на глобальные проблемы. 5
1.1. Классификация глобальных проблем 5
1.1. Причины возникновения глобальных проблем 6
2 Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи 7
3 Роль философии в решении глобальных проблем 10
3.1. Взгляды зарубежных философов на преодоление глобальных проблем 10
3.2. Взгляды советских философов на преодоление глобальных проблем 11
Заключение 13
Список литературы 14
Список литературы
1. Калашников В.Л. Философия. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997г.
2. Лебедев С.А. Философия естественных наук. – М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006г.
3. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. "Экология и жизнь" №2-3 1997г.
4. Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарики, 2004г
5. Месарович М. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., Гардарики. 2006г.
6. Современные изменения в науке и технике и их социальные последствия. Под ред.А.Н. Быкова.М., Прогресс, 2008, 280 с.
7. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – 48 с.
8. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., Знание, 1994г.
Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера - это "социальный цемент", существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие общих чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития. С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом - верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет ко всякого рода утопиям, особенно к тем, где речь идет о немедленном решении социальных вопросов, опора на научные подходы. Рациональный гуманизм - это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит с интересами каждого человека в улучшении жизни и соблюдении его прав.