Психологические исследования проблемы самооценки и саморегуляции студентов
В современной научной педагогической и психологической литературе изучению проблемы уровня самооценки и саморегуляции уделяется довольно большое внимание. Однако, в ней прослеживается отсутствие согласованности в понимании данной проблемы. Именно поэтому, в данной статье мы изучим особенности саморегуляции студентов с разным уровнем самооценки.
Современный ритм жизни в обществе задает большие стандарты и факторы успешности, а также обеспечения личностного благополучия, что создает высокий уровень конкуренции, высокую напряженность на уровне общества в целом, и индивидуального сознания в частности. Самооценка считается одной из основных характеристик личности, связанных с успешностью, стрессоустойчивостью и психологическим благополучием. Говоря о самооценке, мы неизбежно сталкиваемся с многогранностью и неоднозначностью его определения. С одной стороны, данный феномен кажется очевидным («самооценка – это то, как я оцениваю себя»), с другой стороны, это не отнимает необходимости его детального научного определения и строгого исследования проблемы самооценки. Самооценку часто рассматривают не как отдельный феномен, а включенный в более широкие концептуальные образования – самосознание, Я-концепцию, что обуславливает широкое использование в психологической науке употреблению термина, под которым понимаются различные психологические реальности.
Содержание не найдено
Список используемой литературы:
1. Алиев Х. Метод управляемой психофизиологической саморегуляцией «Ключ», Москва, 2003.
2. Батоцыренов В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы. // Вестник Забайкальского государственного университета. - №, 2011. – С. 67-71.
3. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.
4. Борисова Е.М.. О роли учебной деятельности в формировании личности// Психология формирования и развития личности. М., 2009г., с.159-177
5. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1121-1124.
6. Гордеева Ю.В. Взаимосвязь саморегуляции и поведения в конфликте с эмоциональным интеллектом у студентов гуманитарных специальностей. // Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск). - №, 2016. – С. 665-667.
7. Дерябина, Е.А. Проблема саморегуляции негативных состояний студентов как условий успешной социализации // Ученые записки Крымского Инженерно-Педагогического Университета. Серия: педагогика. Психология. - 2016. - №4. - С. 68-70.
8. Корнеева Л.Н.. Самооценка как механизм саморегуляции учебной деятельности // Вестник ЛГУ. 2007 г., Вып. 4, с.91-96
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребностной сферой личности. С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности. Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.