К вопросу о развитии инклюзивного образования в системе профессиональной школы

Скачать статью на тему "К вопросу о развитии инклюзивного образования в системе профессиональной школы"
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
20.08.2023
Объем файла
56 Кб
Количество страниц
9
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования: пробле мы а рхите ктурной доступности обра зова те льных учре жде ний, толе ра нтное отноше ние к людям с инва лидностью и лица м с огра ниче нными физиче скими возможностями, не подготовле нность профе ссиона льного сообще ства к обуче нию та ких люде й. Больша я ча сть на зва нных пробле м на ходится на ста дии осмысле ния и поиска путе й пра ктиче ского ра зре ше ния.

 

Содержание не найдено

Библиографический список

1. Резник Г.А. Развитие инклюзивного образования в вузах России // Экономика и социум.  2016.  №11(30).  С. 37- 47. 

2. Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 169—180. doi:10.17759/pse.2017220119 

3. Сорокин Н.Ю., Луковенко Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 68–76. doi:10.17759/pse.2018230208

4. Кириллова, Е.А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России.  Казань: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2016.  С. 6. 

5. Глухова Е.С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования // Психология обучения.  2013.  № 1.  С. 28-39. 

6. Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы: Сборник статей всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Хашевой З.М., Грабчук К.М., Шаповал О.В. //  Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2017. 291 с. 

7. Резник Г.А. Развитие инклюзивного образования в вузах России // Экономика и социум.  2016.  №11(30).  с. 37-47. 

8. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 29–41. doi:10.17759/pse.2018230204

9. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина //  М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.  334 с. 

10. Бирюкова Ю.С. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области / Бирюкова Ю.С., Христолюбова Л.В. // Специальное образование / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018.  №2.  С. 27-30

Проблемы развития инклюзивного обра зова ния в систе ме профессиона льного образова ния име ют опре де ле нные особе нности, которые надо учитывать при создании и внедре нии адаптирова нных образовательных программ для люде й с огра ниче нными возможностями.
Спе циа листы выде ляют ряд пробле м, которые связа нны с ре а лизацие й инклюзивного обра зова ния в высше й школе . Во-пе рвых, вопрос о созда нии доступной инфраструктуры для люде й с ограниче нными возможностями здоровья. В де йствите льности, многие зда ния образова те льных учрежде ний  не соотве тствуют тре бова ниям, пре дъявляе мым к орга низа ции самой доступной среды, что выражается в отсутствии лифтов, пандусов, спе циа льных табличе к со шрифтом брайля и т.п. К тому же , оче нь часто объе кты инклюзивной инфраструктуры оста ются не востре бова нными, из-за форма льного подхода к их сооруже нию. На личие в организиции па ндуса при име ющихся узких две рных прохода х, высоких порога х в а удитории не созда е т должной доступности.
Во-вторых, косве нна я готовность участников обра зовате льного процесса к вне дре нию инклюзии в систе му обра зова ния. Данна я пробле ма не рассматривается ка к спе цифиче ска я, так ка к условия для принятия особых люде й в социум должны создаваться обще ством в це лом. Учитыва я это, сле дуе т полага ть, что готовность к инклюзивному обра зова нию – двусторонний проце сс, обра тной стороной которого являе тся отноше ние к высше му обра зова нию самих студе нтов с инва лидностью. Зде сь сле дуе т выде лить име нно внима ние на за прос к получе нию высше го обра зова ния самих обучающихся с огра ниче нными возможностями здоровья. Не обходимо отме тить пробле мы самомотивации и са моа ктуа лизации у инва лидов и лиц с огра ниче нными возможностями здоровья. Ча ще все го получе ние профе ссиона льных уме ний и на выков становится для этих люде й не основной из за да ч  [3, 4, 5]. На пе рвый пла н выходит социа лизация и диплом о высше м обра зова нии.

 

Похожие работы