Методика формирования синтаксической стороны речи
Введение
Грамматика – наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.
- Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова;
- синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов;
- словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматика помогает делать нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
2. Возрастные особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
3. Задачи и содержание работы по формированию синтаксической стороны речи детей дошкольного возраста
4. Методика формирования синтаксической стороны речи
5. Дидактические игры по формированию синтаксической стороны речи детей среднего дошкольного возраста
Список литературы
Список литературы:
Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000.
Алексеева М. М., .Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2000.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
Программа воспитания и обучения в детском саду. - Алматы., 1989.
Программа «Балбобек». - Алматы, 1999.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. — М., 1967.
Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей - М., 1981.
Ушакова О.С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1998.
Ушинский К. Д. Родное слово. — Собр. соч. - М., 1948, т. 2; т. 6.
Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку // Избр. пед. соч. — М., 1954. — Т.2. — С.693.
Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977.
Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия, но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны.
Хотя ребенок, верно, связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).