Градостроительное творчество А. Померанцева
Введение
Творчество Александра Никаноровича Померанцева занимает особое место в истории отечественной архитектуры рубежа XIX и XX столетий. Он один из наиболее ярких и талантливых архитекторов, работавших в рамках поздней эклектики. Вместе с тем представление о завершающей фазе эклектики невозможно без включения в общую картину стиля работ этого зодчего. Его произведения, как правило, упоминаются почти в каждой публикации об архитектуре этого периода, в то время как исследования, монографически посвященного Померанцеву, не существует до сих пор.
А.Н.Померанцев – один из ведущих архитекторов поздней эклектики, внесший значительный вклад в формирование национального стиля. Максимального обострения достигает в работах Померанцева и конфликт новейшей конструкции с историческим декором, и лишь профессиональный такт и эстетический вкус зодчего позволяют ему сохранить единство целого и гармонизировать противоречия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Творческая биография А.Н.Померанцева …..............................................5
1.1. Начало творческого пути. Обучение …...................................................5
1.2. Периодизация творческой деятельности А.Н. Померанцева................................................................................................................12
Глава 2. Архитектурно - строительная деятельность и основные проекты и постройки в области гражданской архитектуры.....................................................17
2.1. Формирование нового центра г. Ростова-на-Дону …..................................................................................................................................17
2.2. Павильоны Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде................................................. .................................. ...............................21
2.3. Архитектуре Верхних торговых рядов в Москве..................................................... .................................. ................................37
Выводы............................................................................. ........................ .................43
Список литературы....................................................................... .........................46
Список литературы:
1 Многообразие стилевых тенденций в работах А.Н. Померанцева для Московской окружной железной дороги A.A. Попова //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: - 2015
2.Стилевые особенности малоизвестных и неосуществленных храмов А.Н. Померанцева / A.A. Попова //В мире научных открытии
3.Стилевые предпочтения А.Н. Померанцева на примере работ по частным заказам и нереализованных проектов Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом».
4.Особенности русского стиля в творчестве А.Н. Померанцева Устойчивое развитие горных территорий. -
5. Павильоны А.Н. Померанцева на Нижегородской художественно-промышленной выставке // Устойчивое развитие горных территорий.
6. Сербский вариант византийского стиля
7. Зарубежная деятельность академика архитектуры А.Н. Померанцева [Электронный ресурс Материалы Научно- практической конференции «Наука в информационном пространстве - 2013».
8.. Влияние средневекового армянского зодчества на проектную деятельность архитектора А.Н. Померанцева Материалы II Международной научно-практической конференции «Восток и запад: история, общество, культура». - Красноярск, 2013. - С. 58-59.
9.. Необарокко в творчестве А.Н.Померанцева Современная наука: Актуальныепроблемы теории и практики. - 2014
10.. Проектная деятельность А.Н. Померанцева для г. Ростова-на-Дону Материалы Международной научно- практической конференции «Строительство-2014». - РГСУ, 11-12 декабря 2014 г.-С. 12-18.И.Попова, A.A. Нереализованные проекты А.Н. Померанцева в области гражданской архитектуры
Наконец, 7 ноября 1897 года на Особом правительственном совещании строительство Окружной дороги «высочайше признал желательным» Николай II. В течение следующих четырех лет было представлено 13 проектных решений, лучшим из которых был признан вариант инженера П.И.Рашевского. На титульном листе проекта Николай II написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид» [147, С.54]. Рашевский предлагал прокладку четырех главных путей – двух грузовых и двух пассажирских, реализованы были всего два пути, стоимость при этом сократилась с 55 до 38,7 миллионов рублей. Строительство дороги началось 16 марта 1902 и завершилось 19 июля 1907 года. Ее длина составила 178,2 км.
К реализации проекта были привлечены лучшие инженеры и архитекторы, в том числе мостостроители Н.А.Белелюбский и Л.Д.Проскуряков, инженер И.И.Рашевский, архитектор А.Вигдорчик. Архитектурную концепцию ансамбля дороги разрабатывал А.Н.Померанцев. При участии архитекторов Николая Владимировича Марковников (1869-1942) и Ивана Михайловича Рыбина (1873-после 1918), им было запроектировано 13 вариантов «пассажирских зданий» (т.е. зданий вокзалов), 10 типов жилых домов, разработаны проекты зданий телеграфных постов, сторожевого дома, дома коменданта при продовольственном пункте, будки центрального управления стрелками и сигналами, паровозного депо, мастерских, пакгаузов, водоподъемных и водоемных зданий, а также проекты казармы и полуказармы для путевых рабочих, домов для паровозных и кондукторских бригад, «приемного покоя» (медпункта), здания столовой, хлебопекарни, кухни, кузницы, ледника, бани, туалетов.