Формирование и развитие лексических навыков обучения иностранному языку младших школьников
Вступление.
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, со-стоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, устойчивые сочетания, речевые клише.
За курс обучения в начальной школе учащиеся должны усвоить значения и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, то есть овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научить понимать лексические единицы на слух и при чтении.
Методика обучения иноязычной лексики издавна привлекала внимание учителей и методистов, и к этому имеются всякие причины:
Огромная роль, которую играет знание словаря в развитии речевых умений уча-щихся.
Трудоёмкость процесса овладения словарём.
Сложность самой проблемы, так как лексический состав языка представляет собой весьма разнообразную и пёструю картину, а лексические единицы- разноплановые и мно-гомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно вы-явить и обратить на пользу методики обучения.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уровне иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление. Стр. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников. Стр. 4
Роль и место лексики в процессе обучения иностранному языку. Стр. 4
Цели, задачи и содержание обучения лексике. Стр. 6
ГЛАВА 2. Специфика обучения лексическим навыкам на начальном этапе. Стр. 8
2.1. Психологические особенности учащихся начальной школы. Стр. 8
2.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе. Стр. 10
2.3. Цели содержание и трудности формирования лексического навыка. Стр. 11
ГЛАВА 3. Основные этапы работы над лексикой. Стр. 15
3.1. Формирование лексических навыков. Стр. 15
3.2. Этапы формирования лексических навыков. Стр. 18
Заключение Стр. 21
Список использованной литературы Стр. 23
Литература
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. – СПб: Златоуст, 1999, с. 133.
2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение, 1988, с. 164.
3. Психология и педагогика /Под ред. В. М. Николаенко. – М. – Новосиб.:ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2000. – с. 53-54.
4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: МГУ, 2004, с. 42.
5. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3d ed. MacMillan, 2011 с. 321
6. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / ФЭН-Наука. 2011. №3. С. 37-38.
7. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
8. Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому язы-ку младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №5. Т. 109. С. 217-220.
9. Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения // Наука, техника и образование. 2014. №2(2). С. 88-91.
10. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностран-ному на этапе предвузовской подготовки. М.: Litres, 2015. 276 с.
11. Одинцова И.В. Роль темы в учебнике по развитию речи // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. №1. С. 106-112.
12. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 25-34.
13. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учеб-но-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Рус-ский язык. Курсы, 2012. С. 323; с. 325
14. Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования. 2013. №5(72). С. 55-60.
15. Llach M.P.A. Lexical Errors and Accuracy in Foreign Language Writing. Multilingual Mat-ters, 2011.
16. Разноуровневое обучение: перспективный подход к изучению английского языка или очередной тупик?//English (1 сентября). №19, 2003. – с.2
17. Гальскова Н.Д., Шамовалов В.М. Повышение эффективности контроля при дифферен-цированном обучении.// Иностранные языки в школе. №7, 1987. – с. 57 - 58.
18. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. - М.: Аст. Астрель, 2009 г., с. 3
19. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1988.- 224 с.
20. Council of Europe Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment/ [Электронный ресурс].URL: http://www.coe.int/t/d g4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образо-вания, от 17 декабря 2010 г. N 1897
Так, в первом классе у школьников активно формируется сенсорное развитие, благодаря которому совершенствуются ощущения, восприятие наглядных представлений, активно развивается фонематический слух, происходит овладение перцептивными действиями. Именно сенсорное развитие является основой для дальнейшего формирования восприятия.
Как отмечает О.В. Чикишева, учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов познания окружающей действительности посредством ощущений и восприятий [7, с.90-92].
Особую роль при составлении методики преподавания иностранного языка для формирования лексического навыка в младших классах играет учет физического развития детей.