Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
Введение
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.
Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….2
Глава 1. Задачи и методика формирования временных представлений………4
Глава 2. Особенности формирования временных представлений в разных возрастных группах…………………………………………………………….....8
2.2 Практический материал по формированию временных понятий у старших дошкольников……….…………………………..……………………………….14
Заключение………………………………………………………………………16
Используемая литература……………………………………………………….18
1. Васильева.М.А, Веракса.Н.Е, Комарова.Т.С: От рождения до школы.
2. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
3. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.
4. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений Дошкольное воспитание. – 2003
5. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000.
7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – 2-е изд., исп. И доп.- М.: Мозаика-Синтез. 2006.
У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.
У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь - сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.