Проект философии техники П.К. Энгельмейера
ВВЕДЕНИЕ
Проблемам распространения технических знаний в России стало уделяться значительное внимание со времен Петра Великого. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.): «Петр I заставил изучать инженерное дело не только в Морской академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях» [2]. Однако преподавание научных дисциплин в этих заведениях было еще весьма элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера усложнялась и практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. Горнозаводское дело одним из первых ощутило нужду в специальных горных школах.
К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты.
Важную роль в распространении технических знаний играет философия техники. Еще в 1898 году в брошюре «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер формулирует ее задачи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………..……….……3
Глава 1. П.К. Энгельмейер и его вклад в развитие философии техники…………………………………………………...………………........…..4
1.1 Философия техники как область исследований…...………………………..4
1.2 Жизнь и творческий путь П.К. Энгельмейра…………………….……….…5
Глава 2 Основные идеи П.К. Энгельмейера…...…...………………………….11
2.1. Основные труды П.К.Энгельмейра, их значение для философии техники………………………………………………………………………..….11
2.2. Руководство для изобретателей………………………………………….…14
ГЛАВА 3. ФИЛОСОВСКИЕ И СОЦИОКУЛЬУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ………………………………………..…......…16
3.1. «Философия техники» П.К. Энгельмейера…………………………….…..16
3.2. Социокультурный обзор транспортного средства, включающего накопление и распределение электроэнергии……………….…………..…….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……...……26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронков Ю.С. Восприятие техники в России на рубеже XIX-XX веков.// Вопросы истории естествознания и техники.-1992.-№3.-С.59-74.
2. Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике // Вестник инжененров.-1915.-№3.-С.96.
3. Энгельмейер П.К. Изобретения и привилегии. Руководство для изобретений. М.; 1897.-176с.
4. Энгельмейер П.К. Мои автомобильные воспоминания // Социалистическая реконструкция и наука.- 1936.-№2 Энгельмейер П.К. Нужна ли нам философия техники? // Инженерный труд.- 1929.-№2.-С.36-40.
5. Энгельмейер П.К. Основы механики // Техник.-1888.-№ 156.-С.109-111.
6. Энгельмейер П.К. Привилегии в России // Техник.-1888.-№159.-С.145-147.
7. Энгельмейер П.К. Проектирование машин. Психологический анализ // Техническое образование.-1899.-№3.-С.44-65.
8. Энгельмейер П.К. Техника как искусство // Научное обозрение. 1900.-№6.
9. Энгельмейер П.К. Философия техники. Библиографический очерк инж.-мех. П.К.Энгельмейера // Бюллетень Политехнического общества 1905. - №3.-С. 198-200. Энгельмейер П.К. Что нужно для изобретения машин? // Наука и жизнь.-1890. - №48.-С.762.
10. Энгельмейер П.К. Экономическое значение современной техники.-М.: Русская типолитография, 1887.-51с. Яковлев В.А. Инновации в науке // Российская академия наук. Ин-т научной информации по общественным наукам.- М.: 1997.-162с.
Он видел связь искусства и техники прежде всего в творческом начале того и другого рода деятельности, он также связывал развитие всей материальной культуры с развитием техники. Одним из основных связующих звеньев техники и искусства он считал наличие в технических объектах особой красоты. «Два автомобиля, – писал Энгельмейер, – могут иметь одинаковые технические качества, но могут разниться по красоте» [2]. Он считал, что красота технических сооружений отнюдь не заключается в каких-либо украшениях, завитках, красках, никелировках: это все мелочи, частности. Красота здесь, как и всюду, состоит в идейности и в общей гармоничности форм, составляющих одно целое и выражающих своей совокупностью идею целого. Его понимание красоты соответствовало духу времени и требованиям передовой эстетической мысли. Говоря о материализации технической идеи, Энгельмейер указывает на многоплановость и многосторонность решения задачи, которая в этом случае распадается на столько отдельных задач, сколько в машине отдельных деталей, каждая из которых неотделима и зависима от свойств материала, технологии производства, требований экономики и воплощения в форме.