Совершенствование условий кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей региона в рамках реализации программ их государственной поддержки (на материалах АО «Газпромбанк»)
Введение
Поддержание определенного уровня доходов для российских сельхозтоваропроизводителей в настоящее время является одной из важнейших задач, решение которой должны обеспечить организационно-экономические механизмы планирования развития аграрной отрасли. Такая необходимость обусловлена особенностью функционирования сельскохозяйственных предприятий в рыночной экономике, немонополизированным характером их производства, что ведет к диспаритету цен и доходов по сравнению с другими отраслями. Государство также берет на себя функции по выравниванию доходов товаропроизводителей в различных природно-экономических условиях. В силу ограниченности земель с высоким почвенным плодородием возникает необходимость производить сельскохозяйственную продукцию в менее благоприятных условиях, требующих более высоких затрат на единицу продукции. Сельское хозяйство - наиболее зависимая отрасль от изменения погодных условий. Необходимы механизмы, смягчающие потери сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятные годы, а также обуславливаемые изменениями условий воспроизводства и рыночной конъюнктуры. В современных условиях развития сельского хозяйства решение проблемы увеличении производства сельскохозяйственной продукции, улучшения ее качества, роста экономической эффективности основных отраслей приобретает первоочередное значение. Актуальность вопросов отраслевого значения также обусловлена особенностями производства сельского хозяйства на территории Алтайского края.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации программ государственной поддержки 6
1.1. Экономическая сущность, цель и необходимость государственной поддержки в рамках кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей 6
1.2. Направления, формы и методы государственной поддержки в рамках кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей 9
1.3. Зарубежный опыт льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей 11
Глава 2. Анализ современного состояния условий кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках реализации программ государственной поддержки 18
2.1. Состояние и тенденции развития льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в Алтайском крае 18
2.2. Анализ льготного кредитования АО «Газпромбанк» сельскохозяйственных товаропроизводителей 25
2.3. Направления совершенствования механизма кредитования в рамках реализации программ государственной поддержки 35
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Список используемой литературы Бюджетный кодекс Российской Федерации: (с изм. и доп., вступ. в силу с ред. от 29.11.2021). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательст- во: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2021).
Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ (с ред. от 30.12.2020 № 520-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528 (ред. 04.02.2021 №108) «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 512 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2020 № 340 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов»
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.02.2018 № 78 «Об утверждении Порядка определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации»
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 7 июля 2020 г. № 385 (ред. от 25.11.2020 №703) «Об ут
Таким образом, сельхозпроизводитель, прежде чем получить господдержку по процентным расходам, должен в полном объеме рассчитаться с банком по своим обязательствам и лишь после этого обращаться за субсидией. Процесс длителен по времени и финансовоемок при том, что сельхозпроизводители постоянно испытывают нехватку оборотных средств.
Необходимо поменять порядок взаимоотношений сельхозпроизводителей с кредитными учреждениями и установить правила предоставления кредитов под такие ставки, которые будут снижены на сумму государственного участия в кредитовании. При этом финансовые средства господдержки перечислять непосредственно кредитным учреждениям на возмещение выпадающих доходов от снижения ставок.
Полагаем, для совершенствования системы сельхозстрахования необходимо вернуться к действовавшему ранее страхованию недобора урожая с одновременным страхованием рисков. Страховое возмещение необходимо установить при утрате (гибели) 12-15 % урожая сельскохозяйственных культур, как наиболее часто встречающееся явление на территории края. Это существенно расширит число получателей страхового возмещения.