Правовой режим Арктики
ВВЕДЕНИЕ
АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом, находящимся на 66°33' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь Арктики составляет 21 млн. кв. км. На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится под суверенитетом арктических государств.
На протяжении ХХ века Арктика была регионом с одним из самых высоких уровнем исследовательской активности. Приарктические страны отправляли своих исследователей для изучения природы и ресурсных возможностей вечно замерзших территорий. За освоение арктических территорий, изучение возможностей судоходства и сбор научной информации государствами учреждались медали и иные поощрения и стимулы. Исследователи, летчики, мореплаватели к профессиям которых можно было добавить «полярный» всегда пользовались уважением в обществе и считались элитой среди людей своей профессии. Российская Федерация всегда занимала одно из лидирующих мест в области изучения и освоения Арктики.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной поли¬тики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой. Воды арктических морей омывают берега России, США (Аляска), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландия), удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия чрезвычайно затрудняют проникновение сюда граждан, судов и других мобильных объектов под флагом неопределен¬ных к Арктике государств.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………..………3
1.Правовой статус Арктики. Секторная территория………………………………………………..4
2.Статус морских пространств Арктики………………………………....…………………………..5
3. Некоторые вопросы экологического регулирования в Арктике………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………..………………………………………………….12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция ООН по морскому праву 1882 г.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Протокол научно-технического сотрудничества в Арктике (1984).
4. Сборник законодательства СССР", 1926, N 32.
5. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» // СЗ РФ 1998 № 12.
6. Бархатова Е.Ю. Международное публичное право. М.: Велби, 2020.
7. Пересыпкин В. И., Яковлев А.Н. Северный морской путь: состояние и перспективы. СПб., 2019. С. 36
8. Международное право: Учебник / Под ред. Смирнова О.К. М.: Юрист, 2017.
9. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 2017.
10. Покка Х. Баренцево сотрудничество// Международная жизнь. 2017. № 2.
11. Хроника ООН. Май 1991. Т. ХХVII. № 1.
12. Алексеев Г. В., Иванов В. В. Естественная изменчивость характеристик климата северного полушария. СПб., 2019.
13. Визе В. Русские полярные исследователи. М., 2018.
В соответствии с АЕПС Арктическим Советом разработан План действий для предотвращения ущерба в Арктике в случае аварий (EPPR). План EPPR создаёт банк информации о происшествиях, определяет ответственных лиц в каждой из 8 приарктических стран и содержит требования к техническим средствам (аварийное оборудование, готовность средств обслуживания, процедуры уведомления, системы связи).
Риски загрязнения Арктического региона есть у каждой из 8 стран. План EPPR распределяет их по трём группам:1) Риски, связанные с нефте-газоместорождениями: — при разведке месторождений; — придобыче, хранении, погрузке; при транспортировке, в т.ч. нефтепроводом; 2) Риски, связанные с иными опасными веществами (кроме нефти) — при добыче, хранении, транспортировке; 3) Риски, связанные с иной деятельностью в Арктике: при радиационном загрязнении от атомных электростанций, судовых двигателей; от последствий Второй мировой войны (минные заграждения, контейнеры с бактериологическим оружием); от химического производства; от гидротехнических сооружений и др. Таким образом, каждая из стран не только имеет права на осуществление своей деятельности в Арктике, но несет ответственность и имеет обязанности по недопущению загрязнения Арктического региона.