Ригористская этика И. Канта
Введение
В философии И. Канта различаются «докритический» и главный, «критический» период. Основные доктрины этого мыслителя, это учение о знании (формы чувственного познания; «трансцендентальная диалектика») и его этическое учение. Основные кантовские понятия «вещь в себе», «феномен», «аналитическое суждение», «синтетическое суждение», «априорный» и «апостериорный», «категорический императив» и др. Сущностная часть кантовского мировоззрения - агностицизм (данный термин, происходящий от греч. слова «агностос», - непознаваемый) - это философская позиция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость объективной реальности, Бога, мироздания и так далее. Отсюда - особенности отношения Канта к религии, его подход к проблеме «материализм-идеализм» и др.
Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование познавательно
Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Кант - родоначальник немецкой классической философии. Общая характеристика этого этапа.......................................................................................4
2. Структура субъекта. Априорные формы чувственности. Рассудок и разум. «Явление» и «вещь в себе». Агностицизм Канта....................................................5
3. Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив....................................................................................................................9
Заключение................................................................................................................11
Список используемой литературы
Список литературы
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 42-44.
2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. - С. 111 - 117
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2012. - С. 185-197.
4. Данильян О.Г. Философия: учебник. - М.: Эксмо, 2009. - С. 80-84.
5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.
6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа - М, 2012. - С. 63-65.
Если пространство и время - субъективные формы человеческого ума, то понятно, что и обусловливаемое ими познание тоже субъективно-человеческое. Отсюда, однако, не следует, что объекты этого знания, явления, представляют собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли: нам доступна вещь исключительно в форме явления, но само явление реально, оно - продукт объекта в себе и познающего субъекта и стоит посредине между ними. Надо, впрочем, заметить, что взгляды Канта на сущность вещи в себе и явления не совсем выдержаны и неодинаковы в различных произведениях его. Таким образом, ощущения, становясь интуициями или восприятиями явлений, подчиняются формам времени и пространства.
Но, согласно философии Канта, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. (См. Трансцендентальная аналитика Канта.)