Экскурсионная деятельность в системе дополнительного образования (на примере истории г. Екатеринбурга)
Введение
Экскурсия – один из эффективных методов изучения родного края. Она даёт наглядное представление об окружающем нас мире, помогает изучить историю «малой родины». Актуальность темы заключается в том, что экскурсионный метод является комплексным, в нём органически сочетаются методы обучения и воспитания. Экскурсии, которые проводятся по значимым местам малой Родины и страны, не только способствуют расширению культурного кругозора детей, но и воспитывают их в духе патриотизма, дают всесторонне гармоничное представление о своём городе.
Объектом работы является внеурочная деятельность, а предметом – экскурсионная работа.
Хронологические рамки: 1917-1991 гг. – период существования СССР. Октябрьская революция положила начало новому периоду в истории страны. С распадом Советского союза изменились и задачи экскурсоведения.
Территориальные рамки: г. Екатеринбург-Свердловск.
Степень научной изученности темы. Развитие экскурсионной деятельности показывает, как развивалось национальное самосознание, культурный уровень общества в тот или иной исторический период. В исторической науке проблема экскурсионного дела в Свердловске-Екатеринбурге освящена мало. Трудно найти хотя бы одно издание, которое бы полно представляло, обобщало и анализировало методы и принципы экскурсионной работы. Принято выделять два этапа развития экскурсионного дела: 1) советский: 1917 – середина 1980-х гг. Период разработки новых экскурсионных маршрутов и направлений в соответствии с задачами, продиктованными идеологией. 2) современный: с конца 1980-х гг. по настоящее время. Время отхода от единой коммунистической идеологии. Появление первых фундаментальных научных трудов, выборочно обобщающих туристско-экскурсионный опыт.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экскурсия как метод изучения малой родины 16
1.1 Развитие экскурсионного дела в дореволюционный период 16
1.2. Роль экскурсионного метода в советское время 25
Глава 2. Нормативно-правовая база экскурсионной деятельности в школьном учебно-воспитательном процессе 36
Глава 3. Экскурсия как вид внеурочной деятельности: проект рабочей программы для 5-6-х классов 49
Заключение 59
Не найдено
Опыт работы экскурсионных учреждений был обобщен на Всесоюзной методической конференции в 1970 г., созванной Центральным советом по туризму и экскурсиям. Кадры экскурсоводов-историков подготавливаются на исторических факультетах ряда университетов и педагогических институтов, на факультетах общественных профессий институтов, центральных и зональных курсах советов по туризму и экскурсиям, а также в музеях и экскурсионных учреждениях. Разработку научно-методических основ экскурсионного дела ведут Научно-исследовательский институт культуры (издает труды по экскурсионному делу), Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики, Научно-исследовательская лаборатория Центрального совета по туризму и экскурсиям. Вопросы экскурсионной работы освещаются также журналом «Турист». В 1980-е гг. продвижение экскурсионного дела осуществлялось с помощью основе проф¬союзных организаций. В стране функционировала сеть различных бюро путешествий и экскурсий, которая в системе профсою¬зов покрывала практически весь Советский Союз. Были устроены дружеские связи экс¬курсионных организаций с фабрично-заводскими и местными комитетами, с отраслевыми и межсоюзными профсоюзными организациями.