Коммерческие банки и их роль в рыночной экономике
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность отечественных коммерческих банков является важнейшим условием дальнейшего экономического развития страны и во многом определяет темпы роста экономики всей России. По мере улучшения рыночных условий хозяйствования возникает необходимость внедрения инновационных технологий, современных методов и моделей управления, направленных на повышение его конкурентоспособности в отечественной банковской системе.
Банки рассчитаны на аккумулирование денежных средств, выполнение функций «кассиров» субъектов хозяйствования, предоставление кредитования требованиям экономики. В результате банки могут оказать существенное влияние на поток денежных средств в бюджет и курс национальной валюты. Банковская система предназначена, среди прочего, для обеспечения сохранения объема денежной массы в определенных пределах. Банки как посредники привлекают крупные денежные средства в виде депозитов и вкладов физических и юридических лиц.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Коммерческие банки как элемет рыночной экономике 4
1.1 Коммерческие банки: сущность и виды 4
1.2 Причины возникновения коммерческих банков 6
1.3 Функции коммерческих банков в современном мире 8
Глава 2 Роль коммерческих банков в рыночной экономике Российской Федерации 12
2.1 Краткий обзор российских коммерческих банков 12
2.2. Роль коммерческих банков в рыночной экономике 20
2.3 Пути улучшения деятельности коммерческих банков 24
Заключение 29
Список используемых источников 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашурбейли-Гусейнова Нигяр Пирверди Гызы. Показатели устойчивого развития банковской системы // Научные исследования. 2016. №4 (5). – 2 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-ustoychivogo-razvitiyabankovskoy-sistemy.
2. Банк России: «Сведения о количестве действующих кредитных ор-ганизаций и их филиалов в территориальном разрезе» URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_system_new/cr_inst_branch_010413/.
3. Беликов С.С., Никонец О.Е., Кучерявых А.С. Банковская система и банковская инфраструктура России: особенности развития, модели и прогнозы // Вестник ВУиТ. 2019. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskayasistema-i-bankovskaya-infrastruktura-rossii-osobennosti-razvitiya-modeli-iprognozy.
4. Воробьева Е.И., Воробьев Ю.Н. «Оценка состояния банковской системы России» // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. №2 (43). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-bankovskoy-sistemy-rossii
5. Гогохия Д.Ш. «От теории денег к теории и практике банковского дела» // ВТЭ. 2020. №1. – 13 c. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-teorii-deneg-kteorii-i-praktike-bankovskogo-dela.
6. Ермоленко О.М. «Теоретические подходы к определению сущности банковской системы и банковского» // Вестник Академии знаний. 2019. №2 (31). – с. 5 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyususchnosti-bankovskoy-sistemy-i-bankovskogo-nadzora.
7. Заборовская А.Е., Заборовский В.Е., Адамова Я.В. Банковская си-стема России на современном этапе: показатели, технологии, инструменты // Вестник евразийской науки. 2018. №4. – 8 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskaya-sistema-rossii-na-sovremennom-etape-pokazateli-tehnologii-instrumenty.
8. Каплунов А.А., Коваженков М.А., Рябикова Т.А. Состояние бан-ковской системы в России в настоящий момент и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №8 (34). – 145 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-bankovskoy-sistemy-v-rossii-v-nastoyaschiy-moment-i-perspektivy-ee-razvitiya.
9. Рейтинг банков. – URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/.
10. Розанова Н.М. Деньги и банки: учебник и практикум для вузов / Н.М. Розанова. – Москва: Издательство Юрайт,2020. – 322 с.
11. Цугленок «О.М. Сущность и современное состояние развития банковских услуг в РФ» // Эпоха науки. 2020. №21. – с. 181 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-sovremennoe-sostoyanie-razvitiya-bankovskih-uslugv-rf. 21
12. Чеботарева Г.С. Организация деятельности коммерческого банка : учеб. пособие / Г. С. Чеботарева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 120 с.
Направления повышения эффективности банковской деятельности в разрезе критерия оценки кадровой политики. В вопросе достижения эффективности банковской деятельности важное значение имеет корректно выстроенная система корпоративного управления, обеспечивающая высокий уровень вовлеченности сотрудников в процесс реализации полного спектра задач, стоящих перед кредитными организациями в контексте предложенного подхода к пониманию их сущности. Устранение потенциальных конфликтов между собственниками, менеджерами, клиентами, регулятором и обществом в целом возможно в случае построения управленческой системы, основанной на учете корпоративных ценностей, а также на понимании задач государства и потребностей общества. Немаловажной рекомендацией, направленной на повышение эффективности банковской деятельности с точки зрения критерия кадровой политики, является установление и поддержание качественно высокого уровня взаимодействия между сотрудниками. Необходимо обеспечить процесс сотрудничества и внутреннего предпринимательства, а также предоставить возможность работникам вносить индивидуальный вклад в развитие кредитной организации. В наши дни достижение высоких результатов зависит от умения банков грамотно формировать команды сотрудников с учетом принципа обеспечения многообразия культур и профессионального опыта. Следовательно, для повышения эффективности банкам необходимо создать такую корпоративную культуру, которая позволит профессионально развивать и удерживать работников с различными навыками, взглядами и опытом. Первым шагом на пути к созданию корпоративных ценностей, позволяющих повысить эффективность дея-тельности, является понимание того, какие сотрудники представляют собой высокую ценность для банка, демонстрируют надлежащее отношение к работе и достигают высокие результаты в рамках установленных стратегических задач. Важно обеспечить поощрение и продвижение по службе сотрудников, способствующих достижению эффективность банковской деятельности. Следовательно, система оценки результатов сотрудников банка приобретает ключевую роль в вопросе обеспечения эффективности кадровой политики.