Профессиональное самоопределение и выбор профессии старшеклассниками (на примере сельского хозяйства)
Аннотация
Проблема и цель. Профессиональное самоопределение и выбор профессии старшеклассниками становятся особенно актуальными в эпоху происходящих перемен в развитии мира и современной России.
Проблема, решаемая в настоящей статье связана сгосударственным запросом на:
- реализацию ФГОС, направленногона формирование профессиональной направленности старшеклассников.
- реализацию Всероссийского проекта ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования», направленного на формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов.
- необходимость подготовки будущих агроспециалистов- грамотных специалистов и природопользователей, обладающих системным и экологическим мышлением, функциональной грамотностью, знаниями в сфере ИТ и биотехнологий.
Не найдено
Библиографический список
1. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня// Вопросы образования, 2010. №4. –С. 227-246.
2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. [и др.]: Питер, 2008. 398 с. – (Мастера психологии). Библиогр.:С. 386-389.
4. Гавриленкова И.В. Профориентация-глобальная проблема человека нового тысячелетия / Ирина Гавриленкова. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. 203 c.
5. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции [Электронный ресурс]: электрон. данные. – Москва: НаучнаяцифроваябиблиотекаPORTALUS.RU, 25 октября 2007.
6. Гришпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика, 2005. №2. С. 100-105.
7. Гришпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика, 2005. №9. С. 65-72.
8. Дружинин В.Н. Психология. – Изд. Доп. и перераб. –С-Пб: Питер, 2012. 421с.
9.Егорова Н.А.Выпуск журнала как профессиональная проба: [опыт работы учителя технологии по применению идеи медиаобразования в своей работе] // Журнал «Школа и производство», 2006. №7. – С.7-11.
10. Коттрелл, Стелла. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга / Стелла Коттрелл; [пер. с англ. Е. И. Фатеевой]. – Москва: Издательство «Э», 2016. 288 с.: ил. – (Психология. StudySkills).
11. Кови С.Р. Семь навыков высоко эффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови Стивен Р.; Пер. с англ. – 6-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2011. 374 с.
12.Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. – С. 57-65.
13.Мечтать не вредно. BarbaraSher. Научный редактор Алика Калайда. Издано с разрешения литературного агентства AndrewNurnberg. Книга рекомендована к изданию Натали Ратковски. Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс». BarbaraSher, 1994. Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.
14. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.
15. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л.В. Бойбородова– 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. 413 с.
16. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом, № 2 (18), 2015. УДК/ UDC37.048.45.
17. Профориентация: гармонизация точек зрения/Н.С. Пряжников, Л.С.Румянцева, Н.Л. Соколова, Л.Б. Бахтигулова // Научный диалог,2018.№3. – С.289-303.DOI:10.24224/2227-1295-2018-3-289-303.
18. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами / Н.С. Пряжников. – М.: Академия (Academia), 2018. 972 c.
19.Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва,12-15 октября 2016 г./ Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г.Носковой. – М.: ООО «Акрополь», 2016. – Электронноеиздание: 1 CD (17 Mb). ISBN 978-5-98807-076-4.
20. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях / С.Н. Чистякова //Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (20). 2015. УДК/ UDC37.048.45.
21. Толстогузов С.Н. Образование за рубежом. Образование и наука. 2015. №1 (120). УДК 658. 311.44.
22.Ты можешь изменить мир. Маргарет Рук. ISBN: 978-5-00169-205-8. 2020. Язык: Русский. Переводчик: Ирина В. Позина.
23. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников привыборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. – С.19-26.
24. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5-11 классов / C.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, А.В. Гапоненко; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 192 с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
25. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] / С. Фукуяма. – М.: Изд.-во МГУ, 1992. 301с.
26. DesigningYourLife: HowtoBuildaWell-Lived, JoyfulLife. (B.Burnett, D.Evans. Knopf, 2016).
27. OccupationalOutlookHandbook. 2016-2017 Edition: TheMostAccurateandUp-To-DateFactsonAllMajorJobs (OccupationalOutlookHandbook (Paper-Jist)). 2016-2017 ed. Edition.
Заключение.В статье рассмотрены вопросы профессионального самоопределения и выбора профессии обучающимися старших классов основной школы. Проведены методические и организационные мероприятия на базе учреждения дополнительного образования. Научная новизна проведенного исследования: разработана и реализована образовательная программа «Краевая Агрошкола», которая отличается от аналогичных, известных образовательных программ в области сельского хозяйства и агроэкологии как формой организации образовательного процесса, так и структурой содержания.Также исследование отличаетсяавторскимподходом, состоящим в формированиидля сельского хозяйства команд молодых единомышленников новой формации, которые могут быть распределены совместно (группой) в систему предприятий, агрохолдингов и сельскохозяйственных ферм.