Финансирование целевых программ: проблемы и пути решения
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная целевая программа – специализированный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из основных средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕРЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и сущность целевых программ РФ 5
1.2 Особенности разработки и реализации долгосрочных целевых программ 11
1.3 Источники финансирования федеральных целевых программ 16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РФ 20
2.1 Основные данные о ФЦП «Экономическая политика и инновационное развитие» 20
2.2 Подпрограммы реализуемые Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 22
2.3 Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Экономическая политика и инновационное развитие» в 2020 году 29
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 32
3.1 Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП 32
3.2 Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 179.
2. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. в ред. От 31.12.2019, с изм. от 02.04.2020г. №594 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
3. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013, ред. от 29.09.2021 № 1325-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие»
4. Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: [официальный сайт]. Пермь.
5. Добролюбова Е.И. Методическое пособие по разработке (коррекции) и организации реализации государственных программ: учебное пособие. Москва: Наука, 2017.114 с.
6. Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 368 с.
7. Ковалев В.В. Финансы: 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019.443 с.
8. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Финансовая акад. при Правительстве Российской Федерации. Москва: Экономика, 2015. 222 с.
9. Лаан Ж. Реализация федеральных целевых программ: механизм управления// Экономист. 2016. №11.С.24-32.
10. Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. Москва: КомКнига, 2005. 555 с.
11. Лукина В.Д. Федеральные целевые программы и проблемы их реализации: сборник научных трудов преподавателей (выпуск 3). Москва: Издательство Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2015. 164 с.
12. Лушина С.А., Слепова В.А. Финансы. Москва: Экономистъ, 2015. 688 с.
13. Мысляева И.Г. Государственные и муниципальные финансы: 2-е изд. Москва: ИНФРА-М, 2018. 360 с.
14. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. 12-е изд. Москва: Дашков и К, 2019. 308 с.
15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: 3-е изд., испр. И доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 704 с.
16. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь: 6-е изд., перераб. И доп. – Москва: ИНФРА-М, 2017. 512 с.
17. Сафронова Ж.О. Основные проблемы разработки и реализации федеральных целевых программ в России на современном этапе // Региональная наука. Сб. научн. тр. по материалам конференции молодых ученых. Совет по изучению производительных сил. 2017.
18. Сафронова Ж.О. Совершенствование системы разработки и реализации федеральных целевых программ в России// Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2016.
19. Щеголева Н.А., Леонова Т.А. Бюджетная система Российской Федерации. Москва: Университетская серия, 2016. 168 с.
Обязанности госбюджета формируются в рамках процедур учета издержек на программу при формировании экономных проектировок на очередной денежный год и на среднесрочную перспективу. В статье 179 Бюджетного кодекса предусмотрена надобность включения в федеральные целевые программы информации о распределении размеров и источников выделения финансовых средств по годам за счет всех источников. Вместе с тем в процессе подготовки проекта федерального закона о госбюджете на очередной денежный год нужно увязывать траты па реализацию федеральных целевых программ с размерами и параметрами финансирования, заложенными в многообещающем финансовом плане.[18]
Это событие не исключает вероятность реального пересмотра финансовых характеристик, заложенных в программах при их утверждении, что дозволят муниципальным заказчикам ФЦП обоснованно (либо неоправданно) заносить предложения о корректировке программ и их ресурсной части. Нередко это случается уже на 2-ой год реализации программ. Изменение характеристик выделения денежных средств приводит к необходимости изменения целей и задач, смещения сроков реализации программных мероприятий в сторону их роста.