Истоки, деятельность, идеи русского народничества
Введение
В 1860-е годы в России сформировалась новая идеология - народничество, несущая за собой роль освободительного движения. Идеология господствовала в 1860-1890-е годы XIX века. А расцвет народничества пришелся на эпоху 70-х годов XIX века. Эта «революционнейшая из эпох в жизни русской интеллигенции» давно обрела и сохраняет доныне самостоятельный научный интерес – по совокупности разных причин.
Идеи, описанные в 50-60-е годы XIX века А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским послужили в развитии народнического освободительного движения и в последствии стали фундаментом народничества. Их идеи в 70-е годы стали знаменем борьбы, но при этом дополнялись их продолжателями и изменялись согласно условиям времени. Исследователи называют 1870-е годы расцветом народнической освободительной борьбы, так как именно в эти временные рамки народническая теория достигает своего пика, и по итогу формируется три основных тактических направления: заговорщическое, пропагандистское и бунтарское.
Оглавление:
Введение.........................................................................................
Глава 1. Зарождение народнических идей.................................
1.1. Понятие народничества. Истоки народничества.
1.2. Формирование народнической идеологии
Глава 2. Деятельность русского народничества в 70-90-е гг. XIX в.
2.1. Революционное народничество и его лидеры.
2.2. Либеральное народничество.
Заключение
Список использованной литературы...
Список использованных источников и литературы
Источники
Аптекман О.В. Общество "Земля и Воля" 70-х гг.: по личным воспоминаниям / О. В. Аптекман. - 2-е изд., испр. и значительно доп. - Пг. : Колос, 1924. - 460 с.
Бакунин М. А. Анархия и Порядок (сборник) [Электронный ресурс] / М.А.Бакунин.- электрон. текстовые дан. - М: [б.и.], 2000. - Режим доступа: https://www.litres.ru/mihail-bakunin/anarhiya-i-poryadok/chitat-onlayn/
Бакунин М.А. Народное дело // ЛитРес URL: https://www.litres.ru/mihail-bakunin/narodnoe-delo/ (дата обращения: 08.12.2021).
Воронцов В.П. Наши направления. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1893. С. 200.
Герцен А.И. Движение общественной мысли в России: с приложением портрета А. И. Герцена и статьи "О сельской общине в России": пер. с фр. / А. И. Герцен. - М., 1907. - с.181
А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах. Том седьмой. О развитии революционных идей в России. Произведения 1851-1852 годов М., Издательство Академии Наук СССР, 1956 // Lib.ru: "Классика" URL: http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0360.shtml (дата обращения: 06.12.2021).
Лавров, П.Л. Государственный элемент в будущем обществе // Digital Library "Scientific Heritage of Russia" URL: http://e-heritage.ru/Catalog/ShowPub/21131?lg=en (дата обращения: 06.12.2021).
Лавров П. Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в 8-ми томах / П.Л. Лавров - М.: Всес. о-во политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934-1935. - 4 т. - (Классики революц. мысли домарксистского периода. II).
Ленин В. Полное собрание сочинений. Т.1. // Российская национальная библиотека URL: В.И.Ленин, https://vivaldi.nlr.ru/bv000002887/view/(дата обращения: 08.12.2021).
Ленин В. Полное собрание сочинений. Т.5. // Российская национальная библиотека URL: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002813/view/ (дата обращения: 08.12.2021).
Ленин В. Полное собрание сочинений. Т.7. // Российская национальная библиотека URL: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002901/view/ (дата обращения: 08.12.2021)
Так же Александр Иванович отмечал, что «славянские народы не любят ни идею государства, ни идею централизации. Они любят жить в разъединенных общинах, которые им хотелось бы уберечь от всякого правительственного вмешательства». Таким образом, А.И. Герцену представлялась сельская община - как основа будущего устройства страны, которую необходимо освободить от сильного влияния самодержавия, а также чиновников, помещиков. По мнению А.И. Герцена, эти изменения могли бы осуществиться с помощью народной революции, так императорская власть больше ничего не создает, она потеряла всякую инициативу и стремится лишь удержаться, подавляя всякое движение». В.И. Ленин называл идею А.И. Герцена «добрым мечтанием», но, которое, в последствии было в большей степени развито Н.Г. Чернышевским.
Н.Г. Чернышевский стал продолжателем дела А.И. Герцена.