Регион как объект стратегического управления
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное функционирование системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях имеет ключевое значение для успешного социально-экономического развитии страны.
Во многих регионах накоплен значительный положительный опыт организации работы по стратегическому планированию, что позволяет обеспечивать условия для их поступательного социально-экономического развития. Сбалансированность и согласованность документов стратегического планирования в ряде субъектов Российской Федерации обеспечивается посредством одновременной разработки региональной и муниципальных стратегий, координируемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с обеспечением участия регионов в разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также установленным порядком согласования региональных стратегий со стратегией социально-экономического развития страны.
СΟДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ΟСНΟВНАЯ ЧАСТЬ 5
Часть I: Регион как объект стратегического управления 5
Регион как экономическое пространство 5
Понятие «конкурентоспособный регион» 6
Принципы и объекты государственной региональной политики 7
Часть II: Стратегии развития региона. Стратегический анализ развития региона, стратегический выбор 9
Региональная инвестиционная стратегия 9
Инновационный потенциал региона 10
Государственно-частное партнерство как вектор стратегического развития региона 13
Часть III: Механизм эффективного управления развитием региона 14
Комплекс целей регионального маркетинга 14
Стратегическое управление регионом 19
Конкурентноспособность регионов 21
Часть IV: Стратегия развития регионов: реальность 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИΟГРАФИЧЕСКИЙ СПИСΟК
1. Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизм. М., 2015. С. 127-198.
2. Бухвальд Е.М. Стратегическое планирование в России: «отложить нельзя реализовать» // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 2(12). С. 4–13.
3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М., 2014. С. 32-45.
4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2014. С. 56-84.
5. Добролюбова Е.И., Клочкова Е.Н., Южаков В. Н. Государственные программы в регионах: анализ практики и рекомендации. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
6. Кислицына, В.В. Формирование комплексного подхода к оценке социальноэкономического развития регионов / В.В. Кислицына, Л.С. Чеглакова, В.М. Караулов, А.Н. Чикишева // Экономика региона. – 2017. – Т. 13, вып. 2. – С. 369– 380.
7. Лапыгин Д.Ю. Стратегические цели развития региона: проблема системности // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 31(358). С. 56–66.
8. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Балахина А.А., Тулинова Д.В. Стратегическое планирование в регионе: монография. Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2017.
Особенностью стратегического управление заключается и в реализации комплексного подхода к решению проблем и конкретизация их в долгосрочные планы, которые систематизируют и регулируют хаотичность традиционного управления. Текущее управление строится на принципах реактивности и случайности, что не может отвечать стратегическим задачам указанного объекта. Отсутствие четко определенных индикаторов социально-экономического развития региона приводит к возникновению множества проблем: координация разнообразных отраслевых программ, определения путей достижения поставленных целей и задач, мотивирование и удовлетворение интересов различных групп, оценка эффективности деятельности региона.