Структура интеллектуальных способностей человека
ВВЕДЕНИЕ
Интеллект в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, влияющая на успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя именно мыслительные способности составляют его основу. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Ф.В. Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку. В 1884 году английский ученый Ф. Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Ф. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам [6].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 6
1.1 Интеллект личности: виды, уровни, коэффициент интеллекта 6
1.2 Диагностика интеллекта 11
ГЛАВА 2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 14
2.1 Особенности интеллектуальных способностей человека 14
2.2 Структура интеллектуальных способностей 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 112-129.
2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
3. Баляев, С. И. К вопросу изучения интеллектуальных способностей / С. И. Баляев // Огарёв-Online. – 2021. – № 5. – С. 10-18.
4. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. – М.: Прометей, 1994. – 304 с.
5. Клаус, Г. Дифференциальная психология обучения / Г. Клаус.–М.: Смысл, 1999. – 532 с.
6. Кравцова, Н. М. Структура интеллектуальных способностей человека / Н. М Кравцова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 91-93.
7. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. – М.: Смысл, 2000. – 533 с.
8. Малых, С. Б. Роль генетических и средовых факторов в развитии интеллекта: история, состояние и перспективы / С. Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – № 3. – С. 30-42.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2006. – 938 с.
10. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1969. – 659 с.
11. Советский Энциклопедический Словарь / науч. ред. совет: А. М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – 1600 с.
12. Стерберг, Р. Практический интеллект / Р. Стерберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
13. Терешонок, Т. В. Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды / Т. В. Терешонок // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2007. – № 5. – С. 95-100.
14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 588 с.
15. Холодная, М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. – Киев: УМКВО, 1990. – 73 с.
16. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 178 с.
17. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. - N. Y.: Basiс Books, 1983.
Понятие «интеллект» является на сегодняшний день довольно популярным среди исследователей. Проблема интеллекта имеет давнюю историю изучения, в ходе которой были предложены различные концепции и толкования. Однако трактовки данного понятия до сих пор весьма неоднозначны, о чем говорит анализ исследований по проблеме, который выявляет порой совершенно противоречивые варианты его интерпретации. Определения интеллекта могут варьироваться в связи с таким контекстом как обучаемость, когнитивный стиль, активность, саморегуляция, способность к адаптации. Трудности и несовершенство эмпирических исследований интеллекта часто сопряжено с недоработанностью теоретических аспектов данной проблемы. Несколько десятилетий в конце XIX – начале XX вв. определили ведущие тенденции в изучении феномена интеллекта, сохраняющиеся и по сей день. Важно заметить, практически сразу проявилась прикладная значимость проблемы, т.к. в разных социальных сферах оказались востребованы методы оценки индивидуальных различий, в интеллекте, прежде всего.