Структура интеллектуальных способностей человека

Скачать реферат на тему "Структура интеллектуальных способностей человека"
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
04.07.2023
Объем файла
56 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ 

Интеллект в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, влияющая на успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя именно мыслительные способности составляют его основу. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Ф.В. Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку. В 1884 году английский ученый Ф. Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Ф. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам [6].

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 6

1.1 Интеллект личности: виды, уровни, коэффициент интеллекта 6

1.2 Диагностика интеллекта 11

ГЛАВА 2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 14

2.1 Особенности интеллектуальных способностей человека 14

2.2 Структура интеллектуальных способностей 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк, Г. Ю.  Интеллект:  новый взгляд / Г. Ю. Айзенк //  Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 112-129.

2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.

3. Баляев, С. И. К вопросу изучения интеллектуальных способностей / С. И. Баляев // Огарёв-Online. – 2021. – № 5. – С. 10-18.

4. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. – М.: Прометей, 1994. – 304 с.

5. Клаус, Г. Дифференциальная психология обучения / Г. Клаус.–М.: Смысл, 1999. – 532 с.

6. Кравцова, Н. М. Структура интеллектуальных способностей человека  / Н. М Кравцова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 5. – С. 91-93.

7. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. – М.: Смысл, 2000. – 533 с.

8. Малых, С. Б. Роль генетических и средовых факторов в развитии интеллекта: история, состояние и перспективы / С. Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – № 3. – С. 30-42.

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2006. – 938 с.

10. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1969. – 659 с.

11. Советский Энциклопедический Словарь  / науч. ред. совет: А. М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – 1600 с.

12. Стерберг, Р. Практический интеллект / Р. Стерберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

13. Терешонок, Т. В. Интеллектуальные способности и репрезентация пространственно-предметной среды / Т. В. Терешонок // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2007. – № 5. – С. 95-100.

14. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 588 с.

15. Холодная, М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта  / М. А. Холодная. – Киев: УМКВО, 1990. – 73 с.

16. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования  / М. А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 178 с.

17. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. - N. Y.: Basiс Books, 1983.

Понятие «интеллект» является на сегодняшний день довольно популярным среди исследователей. Проблема интеллекта имеет давнюю историю изучения, в ходе которой были предложены различные концепции и толкования. Однако трактовки данного понятия до сих пор весьма неоднозначны, о чем говорит анализ исследований по проблеме, который выявляет порой совершенно противоречивые варианты его интерпретации. Определения интеллекта могут варьироваться в связи с таким контекстом как обучаемость, когнитивный стиль, активность, саморегуляция, способность к адаптации. Трудности и несовершенство эмпирических исследований интеллекта часто сопряжено с недоработанностью теоретических аспектов данной проблемы. Несколько десятилетий в конце XIX – начале XX вв. определили ведущие тенденции в изучении феномена интеллекта, сохраняющиеся и по сей день. Важно заметить, практически сразу проявилась прикладная значимость проблемы, т.к. в разных социальных сферах оказались востребованы методы оценки индивидуальных различий, в интеллекте, прежде всего.

Похожие работы