Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
Введение
Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характери-зующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
В 1911 году швейцарский психиатр Ойген Блейер ввёл в психиатрию два термина, «шизофрения» и «аутизм». Блейер называл «аутизмом» погруженность в мир оторванных от реальности фантазий, вымыслов, грёз, иллюзий. В дальнейшем смысл термина изменился и под аутизмом стали понимать отгороженность от окружающего, уход в мир собственных представлений. Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.
Если аутистические расстройства проявляются в первые годы жизни ре-бёнка и оно занимает ведущую роль в клинической картине нарушений ребён-ка, то в таком случае говорят о раннем детском аутизме.
Оглавление
Введение 3
1. Классификация аутизма 5
2. Симптомы раннего детского аутизма 6
3. Причины расстройств аутистического спектра 8
4. Коррекционная работа 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Литература 14
Литература
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001, № 4.
2. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва: Центр традиционного и современного образования «Тере-винф». 1997. Башина В.М. Ранний детский аутизм. //Материалы серве-ра http://autist.narod.ru/bashina.HTM.
3. Браудо Т.Е., Фрумкина Р.М. Детский аутизм, или странность разума. // Человек, 2002, № 1.
4. Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. //Дефектология. 1998, № 2. с. 89-92.
5. Орпик Н.И. Ранний детский аутизм. Сургутский государственный уни-верситет. //Материалы сервера http://psychology.ru/lomonosov/tesises/in.htm
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и сле-жения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.
Опыт показывает, что у большинства детей, на начальном этапе работы по лечению аутизма запас знаний, характер игровой деятельности отстает на 2-3 возрастных порядка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствует партнерство, не происходит соотнесение игры с истинным назначением игру-шек, не возникает ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участву-ющих в игре.