Психолингвистические аспекты понимания речи
Проблема понимания является комплексной, относящейся к общей и педагогической психологии, психолингвистике и социальной психологии, актуальной для решения проблем общения, учения и профессиональной деятельности. Исследованию понимания посвящено большое число работ в советской и зарубежной психологии. Проблема понимания приобрела особую актуальность в последнее время, потому что стал очевидным факт необходимости глубокого и сознательного осмысления большого количества информационных источников. С этой проблемой также тесно связан вопрос о повышении активности, самостоятельности и прочности усвоения прочитанного материала учащимися, потому что только на этой основе могут вырабатываться устойчивые и прочные знания. О важности, сложности и недостаточной изученности проблемы понимания свидетельствуют работы многих советских психологов (см.: В.А.Артемов 1958: 194;Л.П.Доблаев 1967: 66).
Содержание
1. Проблема понимания
2. Понимание речи
2.1 Роль слова в понимании текста
3. Различные подходы к проблеме понимания текста и моделированию понимания в психолингвистике
4. Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Цитируемая литература
1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. – М. : Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 1999. С. 244-253.
2. Залевская А.А. Понимание и интерпретация: вопросы теории // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей. / Под общ. ред. Н.В. Уфимцевой. - М.-Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2004. – 64 с.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во «Смысл»; С.-Петербург : Изд-во «Лань», 2003. – 134 с.
4. Наролина В.И. К проблеме уровней понимания» 18.06.1982// http://www.voppsy.ru/issues/1982/826/826125.htm)
5. Рудик П. А. Психология. / П.А. Рудик. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1964 г. – 462 с.
Список цитируемых источников
1. Андреева Г.М. Социальная психология.2-е изд.М., 1988
2. Артемов В. А. Курс лекций по психологии. Лекции 10-я и 13-я. — Харьков, 1958, с. 194.
3. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. М., 1988
4. Доблаев Л. П. Вопросы психологии понимания учебного текста. — Саратов, 1965, с. 4.
5. Доблаев Л. П. Проблемы понимания в советской психологии. — Саратов, 1967, с. 66.
6. Жинкин Н. И. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. М. Дридзе. — М., 1976. — 263 с.
7. Залевская А. А., КаминскаяЭ. Е., Медведева И. Л., Рафикова Н. В. Психолингвистическиеаспекты взаимодействия слова и текста. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998
8. Зимняя И.А. Опережающее отражение в речевом поведении. Выпуск 2. // И.А. Зимняя. – М. : Изд-во ИЯШ-М., 1971.
9. Каминская Э.Е. Экспериментальное исследование смыслового поля слова: предварительные итоги // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. Тверь, 1996
10. Клычникова З. И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения): Автореф. докт. дис — М., 1974.— 49 с.
11. Костюк Г. С. О психологии понимания: Научные записки Института психологии УССР, т. II. — Киев, 1950, с. 53.
12. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975, с. 15.
13. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности: Учебное пособие. - Орел, 1997, с. 282-283
14. РафиковаН.В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста / Н.В. Рафикова. – Тверь, 1999
15. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М, 1966. — 168 с.
16. Balota D. Visual word recognition: the journey from features to meaning. Handbook of psycholinguistics, 1994.
На этом общем фоне к настоящему моменту сложились некоторые общепризнанные положения, которые учитываются многими исследователями процессов понимания текста. К числу таких положений относится признание в качестве обязательного условия успешности анализа процессов понимания необходимости выхода за рамки лингвистики прежде всего в область экстралингвистических знаний индивида и в сферу психических процессов, непосредственно связанных с репрезентацией знаний у человека, с организацией знаний и особенностями их хранения и извлечения. Накоплен обширный массив результатов наблюдений и экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что в соответствии с общими закономерностями психической деятельности индивид видит в тексте в первую очередь то, что он ожидает или хочет видеть, на что его нацеливают мотивы, ситуация, акцентирование внимания, личностные ориентиры и многое другое. Установлено, что особую роль в понимании текста играет способность человека опираться на схемы знаний о мире (фреймы, сценарии, когнитивные карты и т.п.), позволяющие ориентироваться в ситуации, достраивать ее, судить о правдоподобности или нереальности описываемого в тексте. Широко распространено также представление о том, что понимание текста, как и его описание, должно воплощаться в пропозициях