Педагогика как наука
Анотация.
Существуют различные взгляды представителей разных наук на статус педагогики. Одни считают ее наукой, другие - искусством. Большинство ученых говорят о педагогике как науке и искусстве. В данной статье также утверждается, что педагогика является не только искусством, но и наукой. Искусство имеет отношение не к самой науке педагогике, а к субъекту педагогической деятельности - педагогу, который, используя разнообразные средства, формирует личность воспитанника, профессионала. Приводятся характерные черты педагогики как самостоятельной науки. Мы считаем, что главная цель педагогики заключается в формировании духовной культуры личности человека и что эффективность образовательных учреждений определяется прежде всего отечественной педагогической традицией. Проблема духовности имеет отношение к такой форме общественного сознания как вера. Мы считаем, что представители материализма неудовлетворительно объясняли духовную сферу личности, необоснованно сводя ее к животному началу. Особенность педагогики как науки состоит в том чтобы, опираясь на догматы веры, формировать интраперсональное духовное пространство личности. А это, по нашему мнению, является особенно важной и необходимой задачей. Соответственно, проблему духовности в контексте целей воспитания автор относит к числу особо значимых для педагогической науки и практики. Это особенно актуально для современной ситуации, характеризующейся распространением псевдоформ в воспитательном процессе, некритичным заимствованием западных воспитательных технологий, оказывающих деструктивное влияние на формирование личности, ее сознания и самосознания.
Содержание не найдено
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волоцкий, И. О. Истоки зла / И. О. Волоцкий. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 18-19.
2. Златоуст, Иоанн. Избранные поучения : сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим / Иоанн Златоуст. - Москва : Изд-во Православного братства Святого апостола Иоанна Богослова, 2001. - 589 с.
3. Кураев, А. Конфликт или союз случаен в отношениях веры и науки? / А. Кураев // Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) : Наука и религия : Дух, душа и тело : Троицкое слово. - Феникс, 2001. - С. 292-316.
4. Мешков, Н. И. Духовное самосознание как основа социального благополучия / Н. И. Мешков // Истоки православного сознания и самосознания народов Поволжья (на примере республики Мордовия) : материалы VI Маслов. региональных образовательных чтений (г. Саранск, 26 ноября 2004 г.). - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 288 с.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - Москва : Рус. язык, 1990. - 917 с.
6. Поташник, M. M. Педагогический гламур как способ ухода от реальных проблем / М. М. Поташник // Народное образование. - 2008. - № 8. - С. 93-100.
7. Традиция и русская цивилизация / Д. М. Володихин [и др.]. - Москва : Астрель ; АСТ ; Транзит книга, 2006. - 283 с.
8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. - Москва : Гос. учеб.-педагогич. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. - Т 1. - 640 с.
Стратегическая цель воспитания, направляющая воспитательные институты на ее достижение, в настоящее время четко не сформулирована. Определенная часть общества, в том числе педагогического, в воспитательной работе ориентирована на формирование всестороннего развития личности, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Другая же группа направляет свои усилия на формирование разносторонне развитой личности, говоря о том, что в России в настоящее время нет условий, способствующих реализации первой цели. Такая воспитательная идеология и адекватная ей позиция занимает выжидательную тактику в социальной действительности, проецируя на себя условия существования, особенности и возможности современного общества. Соответствующая позиция иллюстрирует застойные явления, в том числе в педагогическом пространстве: воспитание в данном случае следует за развитием, что противоречит отечественной психолого-педагогической теории, раскрывающей проблему их взаимоотношений. Она в большей степени иллюстрирует идею вальдорфской педагогики, которая не направлена на опережающее развитие человека. Проецируя особенности развития общества, различных его сторон, учитывая их в воспитательном процессе, воспитание должно не только антиципировать, отражать будущее, но и формировать необходимые качества личности и социума с учетом как настоящего, так и более совершенного. Педагогика - наука не столько о сущем, сколько о должном!