Ценностно-смысловые характеристики личности у педагогов с разным уровнем психического выгорания
Аннотация: огромный информационный поток, большой объем коммуникаций, повышенная психоэмоциональная нагрузка современного мира делают исследования, связанные с психическим выгоранием, более чем актуальными. Сегодня к этому феномену проявляется колоссальный научный и практический интерес, так как выгорание оказывает негативное влияние не только в профессиональной сфере, но и личной.
Ключевые слова: психологическое выгорание, образование, ценносто-смысловые характеристики, педагоги.
Сегодня проявление психического выгорания можно наблюдать практически во всех сферах профессиональной деятельности. Наиболее ярко и с наибольшим «уроном» выгорание проявляется в труде педагогов, врачей, работников социальной сферы. Во многом, это связано с тем, что данные профессии являются «помогающими», специалисты которых выстраивают с людьми особые специальные отношения, имеющие высокий стрессогенный фактор.
Содержание не найдено
Список литературы
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: КемГУ, 1999.
2. Костин Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной
деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Педагогика и психология образования. 2013. № 3.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2006.
4. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual. G Palo Alto, California: Consulting Psychological Press Inc., 1996.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
6. Burisch M. A longitudinal study of burnout: the relative importance of dispositions and experiences // Work and Stress. 2002.
7. Орел А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ее самореализации в процессе профессионального становления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2011. № 2.
8. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
С одной стороны, это изучение структурных составляющих ценностно-смысловой сферы личности и их взаимосвязей. С другой, это динамические и функциональные проблемы ценностно-смысловой сферы.
Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, меняющийся, противоречивый. Человек каждый факт своей жизни оценивает по значимости, а также реализует ценностное отношение к миру. «Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении» [2]. Ценности – это цели, идеалы, к которым стремится человек и общество. Выделяют ценности общепринятые такие как уважение, престиж, любовь, здоровье, семья, деньги.