Католическая реформа в контексте Итальянских войн конца XV – первой половины XVI веков
Введение
Долгое время в исторической науке преобладало мнение о том, что в начале XVI века католическая церковь переживала свой крупнейший кризис и реформа, а на деле революция извне была неизбежна. На сегодняшний день, историки сходятся на том, что реформа католической Церкви эпохи Возрождения была не просто ответной реакцией на вызов протестантизма, но и естественным результатом призыва к реформам. То есть мы говорим о внутрицерковных корнях католической реформы. Все больше сторонников имеет мнение, что само историческое положение, в котором оказалась Церковь в XVI веке, вообще сложилось только из-за незавершенности необходимой реформы.
С другой стороны, этот же период отмечен важными политическими событиями - активизация процессов децентрализации, на фоне ослабления империи; в Западной Европе при существовании множества мелких государственных образований возникают крупные монархические государства, стремящиеся к централизованной системе управления.
Одним из таких важнейших и определяющих процессов в европейской политике XV-XVI вв. являются Итальянские войны (1494-1559), в которых принимали участие практически все основные европейские государства в разные периоды.
Содержание
Введение
Глава I. Понятия «реформа», «раскол» и «ересь» в политической риторике Итальянских войн
1.1 Представление о реформе в церковно-политическом дискурсе
1.2 Учения о расколе и ереси как инструмент церковной политики
Глава II. Церковные Соборы эпохи Итальянских войн как инструмент Католической реформы и феномен международной политики
2.1 Дихотомия Вселенских соборов XVI века и роль в них Папства
2.2 Католическая реформа как элемент французского и испанского абсолютизмов
2.3 Положения церковной реформы, выработанные в ходе Соборов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список источников и литературы
Источники:
1) Фома Аквинский. Сумма Теологии. Часть первая // Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. – 480 с.
2) Acta Apostolicae Sedis (1966). Rome: Vatican Polyglot Press: 445.
3) Augustin (saint), Œuvres de Saint Augustin, 31, 4e série, Traités anti-donatistes, vol. IV, Contra Cresconium libri IV; De unico baptismo, trad. G. Finaert, éd.A.C.de Veer, Paris, 1968.
4) Bellarmin, Disputationes [...] de controversiis christianæ fidei, adversus hujus temporis hæreticos, t.I, Secunda pars, quarta controversia generalis, De Ecclesia militante, tum in Conciliis congregata, tum sparsa toto orbe terrarum, Ingolstadt, Ex officina typographica Davidis Sartorii, 1588.
5) Bettenson H and Maunder C (2011) (eds) Documents of the Christian Church-Fourth Edition. Oxford: Oxford University Press.
6) Bullarum diplomatum et privilegiorum sanctorum romanorum pontificum, Taurinensis editio locu- pletior facta collectione novissima plurium brevium, episto- larum, decretorum, actorumque S. Sedis a S. Leone magno usque ad praesens, t. VI, éd. Luigi Tomassetti et alii, Turin, 1860.
7) Cajetan Thomas de Vio, Sancti Thomae Aquinatis doctoris angelici Opera omnia jussa impensaque Leonis XIII P.M. edita, tomus octavus, Secunda secundae summae theologiae, a questione I ad quaestiones LVI, ad codices manuscriptos vaticanos exacta, cum commentariis Thomae de Vio Caietani Ordinis Praedicatorum S.R.E. cardinalis cura et studio Fratrum ejusdem ordinis, Rome, 1895.
8) Cajetan Thomas de Vio, De divina institutione pontificatus Romani pontificis, éd. F.Lauchert, Münster-en-Westphalie, 1925 (Corpus Catholicorum, 10).
9) Concilium Sanctum Lateranense novissimum sub Julio II et Leone X celebratum / Ed. A. de Monte. R., 1521; Mansi. T. 32. Col. 649-1002; COD. 1973. P. 593-655.
10) Congar Y. Vraie et fausse réforme dans l'Eglise, Essais sur la Communion Catholique. Par Yves M.-J. Congar. Cahier 4. – Paris: Éditions du Cerf, 1950. – 648 р.
11) Hefele Ch. J. Histoire des conciles d'apres ies documents originaux, par dom H. Leclercq. Tome VIII, 1 parties. - Paris, Letouzey, 1916, 307-309.
12) Egio da Viterbo. Orazioni per il Concilio Lateranense.Va cura di Fabio Troncarelli, Giulia Troncarelli, Maria Paola Saci con la collaborazione dei padri agostiniani Antonio Lombardi e Rocco Ronzani Roma.: Centro Culturale Agostiniano, 2012.
13) Jacovacci, Dominici Jacobatii cardinalis Sancti Clementis: de concilio [1538], dans J. D. Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, vol.0, Introductio seu apparatus ad sacrosancta concilia, Graz, 1960, p.1-580.
14) Juan de Torquemada, Summa de Ecclesia, Venise, Apud Michaelem Tramezinum, 1561.
15) Les conciles œcuméniques, t. II-1, Les décrets: NicéeI à LatranV, éd.Giuseppe Alberigo et alii, Paris, 1994.
16) Les conciles œcuméniques, t. II-1, Les dé- crets: Trente à VaticanII, éd.Giuseppe Alberigo et alii, Paris, 1994.
17) Paul Giustiniani and Peter Quirini, Libellus ad Leonem X. Pontificem Maximum: Annales Camaldulenses Ordines Sancti Benedicti edited by John-Benedict Mitarelli and Anselm Costadoni, vol. IX, 720.
18) Tanner NP (1990) (ed) Decrees of the Ecumenical Councils, 2 volumes. London: Sheed and Ward.
Литература:
1) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [перевод с немецкого М. Левиной]. – Москва: Издательство АСТ, 2021Ю – 352 с.
2) Делюмо Ж. Ужасы на Западе. Пер. с фр. Н. Епифанцевой. – М.: Голос, 1994. – 416 с.
3) Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время. 1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004.
4) Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв./ Под ред. Дамте Д.С., Крайко Ю.В. М: Академический проект, 2015. - 560 с.
5) Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокопьева. Спб.: Алетейя, 2004; Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008
6) Лортц, Йозеф. История церкви: Рассмотр. в связи с историей идей / Йозеф Лортц. - М.: Христиан. Россия, Т. 1: Древность и средние века. - 1999. - 511 с.
7) Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 608 с.
8) Alphandery P., Dupront A. La chrétienté et l'idée de croisade: cours professé à l'École pratique des hautes études / par Paul Alphandéry; texte établi par Alphonse Dupront. Paris, 1954-1959 2 vol.
9) Bihlmeyer K and Tüchle H (1966) Church History Volume Three: Modern and Recent Times. V Mills V E and Muller F J (trans.) Westminster: Newman
Press.
10) Bireley, Robert. The Refashioning of Catholicism, 1450-1700: A Reassessment of the Counter Reformation. Washington, D.C: Catholic University of America Press, 1999.
11) Boone R, Mercurino di Gattinara and the creation of the Spanish Empire. London: Pickering and Chatto. 2014
12) Christian, William A. Jr. Local Religion in Sixteenth-Century Spain. New Jersey, USA: Princeton University Press, 1989
13) Delumeau J. Naissance et affirmation de la Reforme. Paris: Puf. 2012, - 564 p.
14) Ferguson W. K. The Renaissance in Historical Thought. Five Centuries of Interpretation. Toronto: University of Toronto Press, 2006., 450 p.
15) Gauchet M. Le Disenchantement du monde. Un Monde desechante? Paris, Les Editions de l’Atelier / Editions Ouvrieres, 2004., 253 p.
16) G. Fragnito et A. Tallon Hétérodoxies croisées. Catholicismes pluriels entre France et Italie XVI-XVII siècles [en ligne], Rome, 2015 [Collection de l’École française de Rome, 508], URL: http://books.openedition.org/efr/2823.
17) Gregory BS (2012) The Unintended Reformation: How a Religious Revolution Secularized Society. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press.
18) Headley J.M. The Habsburg World Empire and Revival of Ghibellinism. Medieval and Renaissanse Studies. 1978 (93-127).
19) Hildebrand HJ (1996) (ed) The Oxford Encyclopedia of the Reformation, volume 1. Oxford: Oxford University Press.
20) Hsia, R. Po-chia. The World of Catholic Renewal, 1540-1770. Vol. 12. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1998.
21) Jedin H. (1960) Ecumenical Councils: An Historical Outline, Graf E (trans) New-York: Herder and Herder.
22) Jedin H. Riforma cattolica o controriforma? Tentativo di chiarimento dei concetti con riflessioni sul Concilio di Trento, Brescia, Morcelliana, 1967.
23) Jedin H (2003) Trent, Council of. In Marthaler B (ed) New Catholic Encyclopedia, second edition, volume 14. Detroit: Thomson Gale, pp. 168–176.
24) Le Gall, Jean-Marie. L’ancien regime XVIe-XVIIe siecles. Une histoire personnelle de la France, Paris: Puf, 2018. 350 р.
25) Le Gall, Jean-Marie. Les guerres d’Italie (1494-1559). Une lecture religieuse, Genève, Droz, coll. «Cahiers d’Humanisme et Renaissance», 2017, 224 p.
26) Le Goff J., Hérésies et sociétés dans l'Europe pré-industrielle: 11e-18e siècles: communications et débats du Colloque de Royaumont, Paris-La Haye, 1968 (Civilisations et sociétés, 10).
27) Lemaitre N., La chrétienté dans l’histoire, Une notion mouvante, Paris, 2014
28) MacCullogh, Diurmuid. Groundwork of Christian History. Westminster, UK: Epworth Press, 1987.
29) Mullett, Michael A. The Catholic Reformation. London: Routledge, 1999. ProQuest Ebook Central.
30) Minnich N. H., The Healing of the Pisan Schism (1511-13) [1984], dans Id., The Fifth Lateran Council (1512-17), Aldershot/Brookfield, 1993 (Collected Studies Series, 392), n° II, p. 59-197.
31) Olin J (1969) (ed) The Catholic Reformation: Savonarola to Ignatius Loyola. New-York: Harper and Row.
32) O'Malley, John W. Trent and all that: Renaming Catholicism in the Early Modern Era. Cambridge: Harvard University Press, 2000.
33) O’ Malley, John W. TRENT: What happened at the Council? London, UK: The Belknap Press of Harvard University Press, 2013
34) Reeves Marjorie. The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages: A Study in Joachimism. New York: Oxford University Press. 1969.,574 p.
35) Reinhard W. Reformation, Counter-Reformation and the Early Modern State. A Reassessment // Catholic Historical Review 75 (1989). P. 383-404
36) Schilling H. Confessionalization in the Empire: Religious and Societal Change in Germany between 1555 and 1620 // Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992. P. 214.
37) Schmitz Benoit. Le pape et les devoirs de sa charge dans les projets de Réforme autour du concile de Latran V. In: Mélanges de l'École française de Rome. Italie et Méditerranée, tome 121, n°1. 2009. Administrer les sacrements en Europe et au Nouveau Monde: la curie romaine et les dubia circa sacramenta pp. 219-259
38) Shaw, Christine. The Italian wars, 1494–1559: war, state and society in early modern Europe / Christine Shaw/Abingdon, Oxon; NY: Routledge, 2019. 424 р.
39) Skinner, Quentin. Les Fondements de la pensée politique moderne, Paris, Albin Michel, 2001.
40) Tallon Alain, Conscience nationale et sentiment religieux en France au xvie siècle, Paris, Puf, 2002.
41) Tallon Alain. La France et le Concile de Trente (1518-1563), Rome, École française de Rome, Palais Farnèse, 1997, 975 p.
42) Tallon Alain. Le concile de Trente et l'Inquisition romaine. À propos des procès en matière de foi au concile. In: Mélanges de l'Ecole française de Rome. Italie et Méditerranée, tome 106, n°1. 1994. pp. 129-159.
43) Yates A. Astraea: The Imperial Theme in the in Sixteenth Century. London: Routledge & Kegan Paul, 1975 (25)
44) Zeeden E. Grundlagen und Wege der Konfessionsbildung in Deutschland im Zeildter der Glaubens- kampfe // Historische Zeitschrift. 1958. N 185. S. 249–299
Третий тридентский период содержал некоторые другие декреты, связанные с дисциплиной таинств. Декрет о том, что следует соблюдать и избегать во время празднования мессы, был издан 17 сентября 1562 года во время сессии 22 . Этот указ предусматривал, что для священного жертвоприношения Мессы «все усилия и внимание должны быть направлены на то, чтобы совершать его с максимально возможной внутренней чистотой и чистотой сердца, а также внешне благочестиво и благоговейно» . Епископам было поручено искоренить все, что связано с суеверием или жадностью в отношении священников, совершающих сделки для празднования месс . Указ о просьбе о даровании чаши был издан 17 сентября 1562 года во время сессии 22 . Император Священной Римской империи Фердинанд I (р. 1556-1562) и герцог Альберт V Баварский пожелал Тренту рассмотреть вопрос о разрешении общения ион под обоими видами. Ответом было «передать все это нашему пресвятому господу ... чтобы в своей непревзойденной мудрости он мог судить, что будет лучше для христианской общины и наиболее полезно для тех, кто просит использовать чашу» . Это решение передать дело «нашему пресвятому господу» (то есть папе римскому) открыло путь для Пия IV в 1564 году, чтобы дать разрешение нескольким немецким епархиям разрешить общение под обоими видами в надежде, что это приведет протестантов к возвращению в католическую церковь. Когда из–за этого разрешения вернулось не так много протестантов и «энтузиазм немецких католиков по поводу мирской чаши поутих, разрешение было отменено в Баварии в 1571 году, а в 1584 году - во всей Австрии, кроме Богемии» .