Философии техники и техносферы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования продиктована необходимостью изучения техногенной среды, которая создавалась в ходе истории человечества как совокупность технических средств и произведенных с их помощью техногенных объектов, обеспечивающих более благоприятные условия для жизни людей по сравнению с предоставляемыми природной средой. Увеличивающий свою мощность и значимость для деятельности человечества техногенный искусственный мир к исходу XX века стал осознаваться как выходящий из-под контроля людей и вызывающий в их жизни непредусмотренные негативные процессы.
Потребность в осмыслении процессов формирования техногенной среды и ее функционирования, в определении механизмов ее воздействия на жизнь человечества и характеристики естественной среды, в придании ее стихийным процессам хотя бы ограниченной управляемости побуждает искать все новые подходы к ее изучению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Общая характеристика техники как среды обитания человека……...4
2. Философия техники: современные проблемы развития теории……10
3. Современное состояние техносферы………………………………...17
4. Влияние техники на среду обитания человека………………………20
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...27
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия М., СПб., 2005.
2. Беляев Г. Ю. В преддверии сингулярности: NBIC-конвергенция как вызов XXI века традиционной человеческой идентичности // Человек и общество в контексте современности. Филологические чтения памяти профессора П. К. Гречко: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием (г. Москва, 14 июля 2017 г.): в 2-х т. М.: Издательство РУДН, 2017. Т. 2. С. 261-272.
3. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2016. 496 с.
4. Брызгалина Е. В. Человек как фронтир науки и образования // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук (г. Москва, 30-31 марта 2017 г.) / Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. С. 3-8.
5. Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. - М.: Республика, 2002.
6. Волков А. «Силиконовый наукоград» и последствия // Знание-сила. 2014. № 11. С. 4-12.
7. Гончаров В.П. Геном и клонирование человека (философский аспект). - М., 2002.
8. Гурина М. Философия : Учебное пособие: Пер. с фр. яз. - М.: Республика, 1998
9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.
10. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество // ОНС. - 2001. - № 3.
11. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1-2.
12. Козлов С.В. Наука и нравственная ответственность ученых. - М., 1998.
13. Кокошин А. А. Взаимодействие политики и военной стратегии: теоретические и прикладные вопросы // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 3-13.
14. Кудрин Б.И. Еще раз о третьей научной картине мира. - Томск, 2001.
15. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М., 2010.
16. Малькова Т. П. Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2017.
17. Малькова Т. П. Техническое образование в информационном обществе // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук (г. Москва, 30-31 марта 2017 г.) / Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Федеральный иссле- довательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. С. 200-203.
18. Миронов А.В. Техноэтика как перспектива социально-гуманитарного знания // MON-STERA (Философские проблемы социально-гуманитарного знания): Сб. науч. ст. - Вып. 4. - М., 2004.
19. Миронов А.В. Техноэтика: ответ на актуальные проблемы перехода к устойчивому развитию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 2004. - № 3. С. 11
20. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. 149 с.
21. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В. С. Стёпина и др. - М.: Мысль, 2000.
22. Новые технологии и продолжение эволюции человека (Трансгуманистический проект будущего). М., 2008.
23. Овчарова Е. В. Позитивное и негативное влияние инновационных технологий на творчество человека в современном мире // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Четвертой всероссийской научно-практичес- кой конференции (г. Нижний Новгород, 24 апреля 2013 г.). Нижний Новгород: Изд-во НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2013. С. 182-187.
24. Философия мировой политики: Актуальные проблемы (Учебное пособие). - М.: МГИМО, 2000.
25. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. Пер. с англ. М., 2004
26. Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». - M., 2003.
27. Хоружий С.С. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. №2.
28. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М.: Проспект, 1997.
29. Черникова И. В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.
30. Энгельмейер П. К. Нужна ли нам философия техники? // Инженерный труд. 1929. № 2. С. 36-40.
31. Юдин Б. Г. Сотворение трансчеловека // Вестник российской академии наук. 2007. № 6.
32. Юдин Б. Г. Технонаука и «улучшение» человека // Epistemology & Philosophy of Science. 2016. № 2 (48). С. 18-27.
Предмет философии техники определился, сама же дисциплина продолжает наполняться современным содержанием. Новейшие разработки в области философии техники, предпринимаемые специалистами, позволят иметь более полное и глубокое понимание техники и «технического», а также задач их исследования. Давая трактовку технического, мы будем исходить из деятельностной, сущностной (экзистенциальной) природы человека – субъекта технического творчества. Между человеком и результатом его деятельности (артефактом) есть опосредствующее звено – деятельность. Субъект, взаимодействуя с первозданной и искусственно созданной природой – миром культуры, – накапливает знания, которые комбинируются, творчески перерабатываются в сознании, меняют его собственную природу.