Кризис западной культуры
Введение.
Освальд Шпенглер являлся историком математики, естественных наук, литературы и преподавал эти предметы в школе. Родился он в 1880 году и долгое время вел тихую, размеренную жизнь, преподавал в школе и довольствовался этой деятельностью. Позже он почувствовал призвание соединить свои знания в области математики, экономики и истории и развить универсальную концепцию мировой истории. Он еще до Первой мировой войны начал разрабатывать эту концепцию начиная с 10-х годов. И только потом, в ходе войны, стал перекликаться с событиями и как-то на них отвечать.
В чем состояла его главная идея? Идей там две. Это огромная книга, двухтомник, который в каком-то смысле продолжает немецкую традицию универсальной истории. Но нового там два элемента.
Во-первых, в этой книге он пытается показать, что европейская цивилизация является лишь одной из многих цивилизаций и у нее нет никакого интеллектуального превосходства над другими цивилизациями, в том числе, например, над арабской культурой, культурой Китая, Индии и других стран. Как интеллектуальный анализ европейской культуры — это книга, которая ставит европейцев на место.
Оглавление
Введение. 4
Главная часть 5
Цивилизация по мнению Шпенглера 5
Расовая теория культур. 6
Предсказания. 7
Политическая интерпретация 8
Трактовка причин кризиса 10
Кризис культуры 10
Урбанизация 14
Империализм 15
Социализм 17
Рационализм, скептицизм и атеизм 20
Заключение 22
Список использованных источников 25
Список использованных источников
1. Франк, С.Л. Кризис Западной культуры / С.Л. Франк // Сб. Освальд Шпенглер и конец Европы. - М.: Берег, 1922. - С. 74-95. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/frank_krizis_zapad
2. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер.- Минск: Харвест, 2000.- 1376 с
3. Шпенглер, О. Человек и техника. Перевод А. М. Руткевича / О. Шпенглер // Культурология. XX век. - М., 1995. - С. 456-496
Феномен кризиса культуры второй половины XIX - первой половины XX вв. представляет собой сложное и неоднозначное явление. Кризис культуры во всех его проявлениях в разных частях земного шара не был локальным явлением и имел системный характер. Вызванные кризисом культуры последствия, были общезначимыми для всего человечества и оказали огромное влияние на духовную атмосферу современного общества, пронизанного кризисным мировосприятием. Философы в своих концепциях рассматривали эволюцию кризисного сознания, выявляли причины и сущность кризиса культуры, а также перспективы развития. Анализируя концепции западноевропейских и русских философов, можно выделить ряд обобщающих точек зрения на данную проблему. Во-первых, многие философы, говоря о ситуации кризиса, связывали кризис культуры с наступлением цивилизации. Например, О. Шпенглер и Н. Бердяев определяли этот процесс как перерождение культуры в цивилизацию. Это свидетельствовало о расколе единого человеческого бытия на культуру и цивилизацию. Во-вторых, кризис рассматривался как культурная исчерпанность, утрата творческих способностей человека. Это выражалось в утверждении иных, отличных от предшествующих, ценностей. В обществе произошла подмена традиционных гуманистических ценностей, которые обеспечивали сохранение смысловой значимости человеческой жизни. В ситуации кризиса человек явно ощутил свою отчужденность, потерянность и бессмысленность своего существования в этом мире.