Мультимодальность в когнитивном аспекте современной коммуникации
Возросший интерес к изучению мультимодальности связан с расширением границ текстуальности, внедрением новых средств коммуникации в культуру общения. В статье описываются подходы к исследованию мультимодальности, рассматривается развитие понятия, а также роль феномена в профессиональной коммуникации. Ключевые слова: мультимодальность, профессиональная коммуникация, когнитивная лингвистика, подход к исследованию.
Содержание не найдено
Литература
Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. ... канд. филол. н. Волгоград, 2002. 237 с.
Манерко Л.А. Мультимольность дискурса как основа для междисциплинарных когнитивных исследований // Когнитивные исследования языка. Вып. 27: Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике: сб. науч. трудов / Отв. Ред. В.З. Демьянков. М.; Тамбов. 2016. С. 720-730.
Омельяненко В.А. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности [Текст] / В. А. Омельяненко, Е. Н. Ремчукова // Коммуникативные исследования. – 2018. –№ 3 (17). – С. 66–78.
Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира /. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
Загидуллина М.В. Мультимодальность: к вопросу о терминологической определенности // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2019. –№1 (31). С. – 181-188.
Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. – London: Arnold, 1985. – 387 p.
G. Kress and T. van Leeuwen, Reading images: The grammar of visual design, New York: Routledge, 2006.
BE – British Encyclopaedia (Britannica). URL: https://www.britannica.com/science/semiotics.
Следует отметить, что с переходом значительной части коммуникации в интернет пространство изменилось само понимание мультимодальности. Фокус исследования сместился с рассмотрения мультимодальности как соединения различных модусов (жеста, мимики, движения тела, слова, невербальных звуков) в единой субстанции на исследование феномена в аспекте интернет-коммуникаций. Можно сказать, что «активизировалось представление о мультимодальности как мультимедийности, если под “медиумом” понимать изображение, звук, текст» [Загидуллина 2019: 183]. По мнению Л.А. Манерко «мультимедийные средства дополняют коммуникацию, выраженную языковыми средствами, заставляя авторов быть более изобретательными, привлекая внимание слушателей и задействуя зрительный и слуховой каналы восприятия информации» [Манерко 2016: 726]. На сегодняшний день все чаще можно встретить мультимодальность в профессиональной коммуникации. Развитие научной устной и письменной речи становится неизбежным явлением, вызванным доступностью информации и ее возросшей ролью в современном обществе. Рост роли знания как такового связан с целым рядом причин, среди которых: востребованность всех существующих видов коммуникаций в различных сферах производства; резкое увеличение числа IT-продуктов и услуг, а также создание всемирного информационного поля, способствующего эффективному взаимодействию и общению людей. Все это подчёркивает «открытость системы общения и незамкнутость границ человеческого познания в освоении действительности, которая обусловлена возможностями, представленными языковыми средствами и информационными технологиями» [Манерко 2016: 727].