Идейно-художественное своеобразие прозы Эрве Базена на примере романа «Змея в кулаке»
Аннотация. Автобиографичный роман французского писателя-реалиста Эрве Базена «Змея в кулаке» (Vipère au poing, 1948) - первое произведение автора в принципе, и стартовая книга в цикле из трех работ в жанре семейного французского романа. В эпицентре повествования –взаимоотношения династии Резо. Произведение динамичное, написано про-стым, но гармоничным, образным языком. Главный герой (прототип автора) – подросток Жан. «Змея в кулаке» - роман, в основе концептуальной системы которого находятся когнитивные метафоры. Определенная их последовательность, выстроенная автором, вызывает у читателя конкретную эмоциональную реакцию и чувство сопереживания.
Содержание не найдено
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. - М., 1987. С.465.
2. Бочкарев А. Е. Семантика. Основной лексикон. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2014. С.320.
3. Евнина Е.М. Современный французский роман 1940-1960.М.,С.423
4. Уваров Ю. П., Мориак Ф. Французский семейный роман, МСХ, 1992г., С.480.
5. Брахман С. Рассказы Эрве Базена // M., 1970. C. 5-15; Гедышин JI. Основные направления современного французского романа//Вопросы литературы. 1963. №7. С. 54-62.
6. Дубинская Э.В. Идейно-эстетические взгляды Эрве Базена // Вопросы зарубежной литературы. - М.,1970. С. 89-95.
7. Евнина Е.М. Роман критического реализма в послевоенной Франции // Вопросы литературы. 1960. №3. С. 23-37.
8. Евнина Е.М. Эрве Базен и его семейный роман // Bazin Н. Vipere au poing. La mort du petit cheval. Cri de la chouette. - M., 1979. C.4.
9. Кузьмина Э. Роман или исследование? // «Литературное обозрение», 1973, № 7, С.86-88.
10. Сахарова Е. А. Метафорический код художественного текста (на мате-риале художественной прозы Д. Рубиной) // Вестник ИГЛУ 2013. Вып. 4 (25). С. 115-121.
11. Тихонова И. В., Тихонов И. А. Метафора в когнитивных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. Вып. 7 (68). С. 64-69.
12. Dupays-Guieu A. Grasping the Viper : Writing on Intrafamilial Violence) // Dialogue. 2010. Vol. 1 (187). Pp. 127-140.
13. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem (Meraphors We Live By). M.: LKI, 2008.Р. 256.
Нужно отметить, что военная метафора в романе тесно связана с политической. Эрве Базен развивает образ семьи Резо как государства, в котором проводится определенная политика. Например, возвращение матери домой у Жана ассоциируется с «приходом к власти» и принятием определенных политических решений. Одним из важных примеров развития системы политической метафоры в романе является момент, когда братья создают «Картель мальчишек» - объединение для борьбы с репрессивными действиями матери. То есть, «по аналогии с реальными политическими объединениями ребята считают себя «левой» оппозицией власти» . Причем Эрве Базен развивает эту систему военных образов. Например, для придания официального статуса внутрисемейной партии, ребята составили декларацию прав, взяв за основу текст Декларации прав человека, и поставили свои подписи под данным документом; мальчишеская организация имеет собственную кассу, которую братья используют как средство материальной независимости от матери. Эта сюжетная линия дополняется развитой системой военной метафоры в ро-мане, поскольку внутрисемейные проблемы часто перерастают в открытые или скрытые конфликты. Ведя «военные действия» внутри семьи, Жану очень важно договориться с братьями, так как он не мог получить поддержку отца - человека с довольно слабым характером, который не имел практически влияния на собственную жену. Отец понимал, что в отношениях между Жаном и матерью существует очень серьезный конфликт, но старался не вмешиваться в данную «войну», даже когда видел, что его супруга очень жестоко поступает с детьми.