Самореализация участников КВН с разным опытом игры
Введение
В настоящее время исследования, посвящённые феномену КВН («Клуб весёлых и находчивых»), в основном представлены в работах социологов, культурологов, филологов и педагогов. КВН рассматривается как современное социокультурное явление; как продукт массовой культуры; как особое коммуникативное пространство, имеющее свои специфические характеристики; как вид досуговой деятельности. В театрализованной игровой форме он «выносит на поверхность» наиболее актуальные и острые проблемы социальной реальности, оказывая мощное воздействие на широкую аудиторию посредством особого стиля юмора и восприятия жизни.
Определяя КВН как молодёжное движение, пецифические особенности его функционирования в студенческой среде, где оно является одной из форм социальной активности, консолидации групповых интересов молодых людей, механизмом развития лидерских качеств.
Интеллектуальный потенциал молодёжи и её способность к творчеству создают благоприятную почву для развития КВН-движения. Эта форма информационно-коммуникативного и игрового взаимодействия обоснованно считается школой для многих творческих профессий, так как даёт возможность для творческого самоосуществления и самореализации, формирует необходимые для профессиональной деятельности личностные качества. Сегодня на российском телевидении представлено большое количество программ и проектов, авторами, сценаристами, ведущими и участниками которых являются бывшие или действующие члены клуба.
КВН - это исключительно российский феномен, и за 50 лет своего существования, к сожалению, ещё не получил сколько-нибудь существенного психологического анализа как с точки зрения потенциала воздействия на формирование личностных особенностей игроков, так и в качестве специфической формы совместной творческой деятельности молодых людей.
Содержание
Введение 3
1 Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте 9
1.1 Юношеский возраст……………………………………………………………………….9
1.2 Социально-психологические особенности юношеского возраста…………………...10
1.3 Характеристика творческой самореализации студенческой молодежи ……………….21
2 Обзор основных методик и результаты исследования 28
2.1 Основные методики изучения психологических особенностей юношеского возраста…………… 28
2.2 Обработка и результаты исследования 31
Заключение 38
Список использованных источников 41
Список использованных источников
1 Гуревич П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2019. - 320 с.
2 Маркович Д.Ж. Общая социология / Д.Ж. Маркович. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 435 с.
3 Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская. - М.: Издательство Академия, 2019. - 304 с.
4 Тарасова Л.Е. Основы общей психологии / Л.Е. Тарасова. – М.: Высшее образование, 2018. - 468 с.
5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство Питер, 2019. -720 с.
6 Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2200. - 1008 с.
7 Бодалее А.А. Психология и педагогика/ А.А Бодалёв.- М.: Института психологии, 2018. - 347 с.
8 Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология / Н. Квинн Вирджиния. - С-Пб.: Питер, 2020 . - 560 с.
9 Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 367 с.
10 Ильин В.И. Социология потребления : учебник для академического бакалавриата / В.И. Ильин. — М.: Юрайт, 2017. - 464 с.
11 Немов Р.С. Общая психология. Учебник и практикум / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2019. - 262 с.
12 Кроль В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. - М.: Издательство Высшая школа, 2019. - 325 с.
13 Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум / А.К. Болотова. — М.: Юрайт, 2019. - 340 с.
14 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2020 . – 464 с.
15 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. — М.: Юрайт, 2019. - 386 с.
16 Шнейдер Л.Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шнейдер. — М.: Юрайт, 2019. - 328 с.
17 Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Прогресс, 2019. - 249 с.
18 Холодная М.А. Общие вопросы психологии / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2021. - 272 с.
19 Самыгин С.И., Кротов Д.В., Столяренко Л.Д. Психология. Учебное пособие / С.И. Самыгин, Д.В. Кротов, Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2020. - 280 с.
20 Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
21 Еромасова А.А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов / А.А. Еромасова. — М.: Юрайт, 2019. - 182 с.
22 Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 244 с.
23 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2018. - 234 с.
24 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2019. – 316 с.
25 Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости / А.Е. Айвазова. - СПб.: Питер, 2017. – 224 с.
26 Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Академия, 2019. - 409 с.
27 Константинов В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата / В.В. Константинов . — М.: Юрайт, 2019. - 200 с.
28 Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / B.C. Мерлин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2017. – 256 с.
29 Коржова Е. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е. Коржова. — СПб.: Питер, 2020. - 544 с.
30 Психология. Учебник и практикум для СПО / под ред. А. С. Обухова. — М.: Юрайт, 2019. - 404 с.
31 Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2019. - 273 с.
32 Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Корнилова. — М.: Юрайт, 2019. - 174 с.
33 Леонтьева В.Л. Психология. Учебное пособие для СПО / В.Л. Леонтьева. — М.: Юрайт, 2019. - 152 с.
34 Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения / Б.Н. Алмазов. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2017. – 223 с.
35 Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности / О.А. Белобрысина. – М.: Наука, 2020. -127 с.
36 Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях / И.Ю. Кузнецов. - М.: МГУ, 2020.- 132 с.
37 Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта, 2020. - 246 с.
38 Захарченко А.Е. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры / А.Е. Захарченко. – М.: Проспрект, 2018. – 225 с.
39 Марфин М., Чивурин А. Что такое КВН / М. Марфин, А. Чивурин. - М.: Поспект, 2019. – 125 с.
40 Ковалев М.Н. КВН (Клуб веселых и находчивых) как социокультурное явление современной России / М.Н. Ковалев. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
41 Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева. - М.: Юрайт, 2018. - 367 c.
42 Осташко С. Как делается КВН / С. Осташко. М.: Проспект, 2019. – 124 с.
43 Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 736 с.
44 Гуревич П.С. Психология / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2018. - 608 с.
45 Нуркова В.В. Психология / В.В. Нуркова. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 125 с.
46 Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Издательство Инфра-М, 2020. - 640 с.
47 Либин А.В. Дифференциальная психология. Учебник / А.В. Либин. — М.: Юрайт, 2020. - 442 с.
48 Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /В.Б. Шумский. — М.: Юрайт, 2019. - 156 с.
49 Чеховских И.И. Психология: Учебное пособие / И.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2017. - 380 с.
50 Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. – М.: МПСИ, 2019. - 648 с.
51. Будаев, П. Е. КВН – хронотроп : дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / П. Е. Будаев. – Ростов-н/Д, 2009. – 154 с.
52. Букланс, Д. Г. КВН как феномен современной массовой культуры : коммуникативный аспект : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Д. Г. Букланс. – Киров,
2010. – 182 с.
53. Букланс, Д. Г. Коммуникативное пространство игры КВН / Д. Г. Букланс // Вестник Вятского гос. гуманитар. ун-та. – 2009. – Т. 4. – № 3. – С. 189–192.
54. Захарченко, А. Е. Организация досуговой деятельности в условиях влияния
массовой культуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Захарченко. – Оренбург,
2008. – 198 с.
55. Ковалёв, М. Н. КВН как социокультурное явление современного российского
общества // Научные труды аспирантов и докторантов ФНПК МосГУ. – М. : Социум,
2003. – Вып. 19. – 122–132.
56. . Ковалёв, М. Н. КВН (Клуб весёлых и находчивых) как социокультурное явление современной России: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / М. Н. Ковалёв. – М.,
2004. – 139 с.
57. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб. : Питер,
2008. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
В настоящее время исследования, посвящённые феномену КВН («Клуб весёлых и находчивых»), в основном представлены в работах социологов, культурологов, филологов и педагогов. КВН рассматривается как современное социокультурное явление; как продукт массовой культуры; как особое коммуникативное пространство, имеющее свои специфические характеристики; как вид досуговой деятельности. В театрализованной игровой форме он «выносит на поверхность» наиболее актуальные и острые проблемы социальной реальности, оказывая мощное воздействие на широкую аудиторию посредством особого стиля юмора и восприятия жизни.
Клуб Весёлых и Находчивых – сложное социокультурное явление современного российского общества, которое обладает многоуровневой структурой и сегодня формируется как особое молодежное движение. КВН в качестве объекта исследования является достаточно новым для области гуманитарного знания, но существует ряд теоретических подходов в социологии, психологии, культурологии и других социогуманитарных науках, которые представлены в работе. Студенческая молодежь выступает в качестве основного ресурса для продуктивной работы клуба, это подтверждают результаты опроса, по которому для большинства респондентов именно период студенчества стал базовой площадкой для занятия КВН. Связано это, в первую очередь с широким кругом возможностей, предоставляемых студенческой средой, в которых юноша или девушка могут реализовать свой творческий потенциал [49, c.155].
Студенты выступают в качестве одной из самых мобильных социальных групп, способных работать в условиях многозадачности и готовых рисковать или жертвовать определенными амбициями. Кроме того здесь особую роль играют непосредственно учебные заведения, приветствующие данную инициативу и организующие на своей базе команды и лиги КВН.