Психолого-педагогические аспекты механизмов психологической защиты
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха и каждое общество требуют всё более пристального взгляда и новых идей в решении прежних проблем. Современный человек несмотря на свободу мышления в своих выводах ограничен стереотипами и догмами. Стараясь воспитать у молодёжи оригинальное мышление, мы в зародыше подавляем нестандартные идеи и взгляды, аргументируя это невозможностью «подогнать» новшество под принятые нормы. Вследствие отрицания оригинальности и значимости идеи индивид замыкается в себе, становится агрессивным или апатично мирится со стандартами современной цивилизации. Эта ситуации неоднократно возникала в истории: объемный труд Теодора Моммзена Молодой «История Римской республики» был раскритикован и автор, постыдившись его, всю жизнь занимался составлением полного собрания латинских надписей; «Очерк истории» Герберта Уэллса был принят враждебно целым рядом специалистов из-за сознательного ухода от фактологии. Ущемление энергичной молодёжи в выводах, пусть и нестандартных
Содержание не найдено
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999. – 1023 с.
Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М.: Просвещение, 1999. – 392 с.
Евдокимов Е.В. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция // Вестн. психотерапии. – 2008. - № 26 (31). – С. 56-66.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – 460 с.
Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 136 с.
Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией. – СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1999. – 147 с.
Исаева Е.Р. «Симптомокомплекс дезадаптации»: маркеры психологи-ческого неблагополучия на модели студентов-менеджеров. – СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 28 с.
Кастандов Э.А. Восприятие и эмоции. – М.: Медицина, 1977. – 248 с.
Козлова О.В. Тренинг «Преодоления синдрома профессионального выгорания». – М.: Медицина, 2003. – 36 с.
Конечный Р. Психология в медицине. – 2-е изд. – Прага: Авиценум: Мед. изд-во, 1983. – 405 с.
он связывает механизмы психологической защиты с базовыми эмоциями, утверждая, что защитные механизмы являются производными эмоций и направлены на их регулирование и контроль. Он выделяет 8 защитных механизмов, выстроив их по шкале примитивности – зрелости, а также в зависимости от периодов их формирования в онтогенезе, и также связывает их с когнитивными процессами: отрицание; вытеснение; регрессия; компенсация; проекция; замещение; интеллектуализация; реактивные образования.
Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты внес Ф. Бассин. Он подчеркивал, что главное в защите сознания от дезорганизующих его влияний психической травмы – это понижение субъективной значимости травмирующего фактора. По мнению автора, основным в психологической защите является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения.