Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда
Сегодня специальное образование в Донецкой Народной Республике ориентировано на активного, инициативного и мобильного учителя, готового к переменам, нестандартным решениям проблем, открытым для всего нового и готовым к инновациям. Именно такой учитель сможет эффективно реализовать государственный стандарт образования
Проблему профессиональной компетентности педагога изучали многие педагоги, психологи, философы. Проблемами формирования и развития профессиональной компетентности занимались В.А. Адольф, ,И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Г. Бернгард, М.И. Лукьянова,А.М. Новиков, Г.С. Трофимова и др. А.М.
Новиков рассматривает понятие «профессиональная компетентность» как абсолютно противоположное понятию «профессионализм», которое, по мнению автора, относится к технологической подготовке. А «профессиональная компетентность» включает такие качества личности как самостоятельность действий, творческий подход к решению задач, готовность постоянно самосовершенствоваться, гибкость ума, способность к нестандартному мышлению, уметь сотрудничать в коллективе, общаться с коллегами [4, с. 6] .
Содержание не найдено
Литература
1.Ауезов, Б. Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б. Н. Ауезов, К. М. Беркимбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38803/ (дата обращения: 15.06.2022). [133, с. 117].
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2003. – 263 с.
3.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996 № 3. – С. 3-8.
5. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Дисс…канд. пед. наук. – Ростов н/Д. – 221 с.
6. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход //Высшее образование сегодня. – 2004 № 8. – С. 120-128.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
1. Общепрофессиональные компетенции – общепедагогические: владение базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, обеспечивающих успешность решения воспитательных и образовательных задач; соответствие всем педагогическим требованиям педагога, независимо от его специализации ; обладание общечеловеческими качествами личности, без которых невозможна успешная профессионально-педагогическая деятельность;
2. Профессинально-специализированные компетенции – специфические, относящиеся к логопедической практике: владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;
3. Технологические - профессиональные качества учителя-логопеда, направленные на освоение новых образовательных технологий;
4. Коммуникативные - установление доверительных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами