Психологические и лингвистические особенности обучения монологической форме общения
Введение
Проблема обучения монологической форме общения является довольно популярной среди зарубежных и отечественных ученых и укрепила свое место в методической литературе. На данный момент существует большое количество работ посвященных таким вопросам, как: особенности содержания обучения монологической форме общения, функциональные типы монолога, единицы обучения.
Обучение монологической форме общения требует от обучающегося некоторых навыков, поскольку это продуктивный процесс. Эти навыки представляют собой: умение изъяснять информацию, комбинируя различные типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Развитие важнейших навыков иноязычного общения является главной задачей обучения монологической форме общения. Улучшение своих навыков предоставляет возможность решения коммуникативных и познавательных задач самостоятельно, а также способность выражать свое мнение к поступающей информации.
Данную тему можно назвать актуальной, благодаря всему вышеперечисленному.
Цель исследования данной работы заключается в теоретическом обосновании обучения монологической форме общения и ее психолого-лингвистических особенностей.
Содержание
Введение 3
1 Основы обучения монологической форме общения 4
1.1 Введение в монологической речи 4
1.2 Цели и задачи обучения монологической форме общения 4
2 Классификация монологических высказываний 5
2.1 Разновидности функциональных монологов 5
2.2 Типология монологических умений 6
2.3 Уровни сформированности монологических умений 7
2.4 Этапы обучения монологической форме общения 7
2.5 Единицы обучения монологической форме общения 8
2.6 Использование опор при обучении монологической форме общения 8
3 Психологические и лингвистические особенности монологической речи 9
3.1 Аспекты говорения монологического высказывания 9
3.2 Механизмы говорения в монологической речи 10
3.3 Особенности монологических высказываний 12
3.4 Коммуникативные функции монологической речи 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Список использованной литературы
1.Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991.
2. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.
3. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
5. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Соловова Е.Н. – М.: Просвещение, 2002.
7. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций. Психолого- педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам / М.Л. Вайсбурд. – М.: МГУ, 1981 г.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – Москва : АРКТИ, 2003.
9. Попова Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы : дис. ... пед. наук : 13.00.02 / Попова Эльмира Ибрагимовна; Санкт-Петербург, 1985.
Продуктивный уровень речи выражается в свободе выбора построения высказываний, а также присутствием оценки со стороны говорящего.
Репродуктивный уровень речи выражается в отсутствии какого-либо творчества и самостоятельности со стороны обучающихся, например в выборе языковых средств. Содержание высказывания получают извне.
Репродуктивно-продуктивный уровень речи выражается в частичном применении творческого подхода и самостоятельности, например: использование усвоенного материала в новой ситуации, изменение оформления и порядка высказывания.
Обучающиеся приобретают способность делать выводы и умозаключения, строить суждения в процессе образовательной деятельности. Таким образом формируется наглядно-действенное мышление. Развитие этих навыков улучшает такой способ речевой деятельности, как рассуждение.
Описывая уровень сформированности монологической речевой деятельности обучающихся