Дело Николая Александровича Бердяева: литературно-судебный эпизод общественной жизни позднеимперской России
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XIX — начале XX веков в России происходили изменения социального строя общества, на фоне которых предпринимались попытки выработать новые мировоззренческие парадигмы. На протяжении долгого времени церковь являлась важным общественным и государственным институтом, формирующим взгляды общества. В синодальный период церковь и вовсе встала в ряд прочной системы властных институтов самодержавия.
На фоне социальных изменений появляется множество идейных мыслителей, формирующих новую социально-культурную среду Российской империи, в числе которых оказывается философ Николай Александрович Бердяев. Наследие мыслителя до сих пор вызывает множество споров, как его труды и высказывания и до сих пор продолжают оставаться предметом всемирного изучения. Это обуславливается тем, что свое признание Бердяев получает в Европе, отправившись туда на «философском пароходе» в 1922 году, изгнанный за свои идеи. На Родину его творчество дошло в полном объеме только после смерти
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Религиозно-философские и государственно-правовые воззрения Н. А. Бердяева.20
1.1. Религиозно-философские идеи Н. А. Бердяева25
1.2. Государственно-правовые взгляды Н. А. Бердяева33
Глава 2. Судебный процесс по делу Н. А. Бердяева 1913 года42
2.1. Защитник Бердяева – Н. К. Муравьев42
2.3. Дело Н. А. Бердяева: мыслитель перед царским судом47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Бердяев, Н.А. Гасители духа / Н.А. Бердяев // Записки Русской академической группы в США: В 40 т. – Т. 39. – Нью-Йорк : [б.и.], 2016. – С. 110–116.
Бердяев, Н.А. Дух Великого Инквизитора / Н.А. Бердяев // Записки Русской академической группы в США: В 40 т. – Т. 39. – Нью-Йорк : [б.и.], 2016. – С. 218–229.
Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н.А. Бердяев. – СПб. : Издание М.В. Пирожкова, 1907. – 233 с.
Бердяев, Н. А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М., : Изд-во ДЭМ, 1990. – 470 с.
Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М. : ЮРАЙТ, 1990. – 176 с.
Бердяев, Н.А. Философия неравенства письма к недругам по социальной философии / Н.А. Бердяев. – Берлин : Обелискъ, 1923. – 260 с.
Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. – Париж : YMCA–Press, 1939. – 230 с.
Бердяев, Н.А. Философия свободы / Н.А, Бердяев. – М. : Путь, 1911. – 278 с.
Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М. : АСТ Москва, 1994. – 202 с.
Бердяев, Н.А. Христианство и классовая борьба / Н. А. Бердяев. – Париж : YMCA-Press, 1931. – 236 с.
Бердяев, Н. А. Я и мир объектов / Н.А. Бердяеа. – М. : Республика, 1994. – 221 с.
Булатович, А. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус / А. Булатович. – М. : Религиозно-философской Библиотеки, 1913. – 212 с.
Булатович, А. Афонский разгром. Церковное бессилие / А. Булатович. – СПб. : Дым Отечества, 1913. – 24 с.
Дворянские роды, внесенные в общий Гербовник Всероссийской Империи. Часть 1 (до конца ХVI столетия). – СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. – 956 с. Домрачев, И. На горах Кавказа / И. Домрачев. – 4-е изд. – СПб. : Воскресение, 1998. – 989 с.
Зеньковский, В.В. Проблема творчества / В.В. Зеньковский // Н.А. Бердяев: pro et contra. – СПб. : РХГА, 1994. – С. 304–311.
Мандельштам, М.Л. 1905 год в политических процессах. Записки защитника / Л.М. Мандельштам. – М : Все
В XX веке начинают формироваться новые общественное явление, получившее название «русский культурный ренессанс», он же «серебряный век», распространившееся по Санкт-Петербургу. Эту эпоху Бердяев не случайно назовет эпохой пробуждения в России самостоятельной философии. С появлением новых людей начнется процесс поиска и открытия новых источников творчества, расцвет поэзии, политические и религиозные искания, в центре которых он и окажется. В Санкт-Петербурге он будет председателем ивановских сред — литературно-философских собраний, на которых собирались самые яркие и одаренные умы того времени. Однако ренессанс его разочарует, потому что русский ренессанс связан с душевной структурой, которой не хватило нравственного характера. Позднее произошло расхождение культурного и социально-революционного движения, в котором Николай Александрович видел конец для первого и второго, которое долгое время тяжело переживал.