Условия изучения религиозных традиций через иконописный опыт
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы исследования и её актуальность:
2022-й год стал годом культурного наследия народов России. «Это как здоровье человека — нужно заниматься этим постоянно», — сказал на одном из своих выступлений, президент.
Станислав Петрович Ломов – академик Российской академии образования, почетный академик Российской академии художеств, в своей книге «Методология художественного образования» сказал, что особенно велика роль изобразительного искусства в современных условиях развития информационного общества. Глобализация информационного пространства предъявляет высокие требования к восприятию и осмыслению реального мира по законам красоты.
Важнейшей задачей дополнительного обучения учащихся является создание благоприятных условий для формирования профессиональных компетенций и воспитания свободной, творческой личности. «Формирование профессиональных качеств напрямую связано с активностью творческой деятельности в процессе обучения. Творческая деятельность –
Содержание
Введение…………………………………………………………..….…….……3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИКОНОПИСНОГО ИСКУССТВА НА РУССИ
1.1 Исторические основы иконописи на Руси…………………………………14
1.2 История обучения иконописи………………………………………………19
1.3 Методические основы обучения иконописным традициям на Руси…….15
1.4 Современные тенденции развития иконописи…………………………….23
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК НА ОСНОВЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ 7-10 ЛЕТ.
2.1 Межпредметные связи и интеграция обучения иконописных традиций на занятиях дополнительным образования изобразительного искусства учащихся…………………………………………………………………….…33
2.2 Методические материалы для обучения учащихся посредством религиозного искусства……………………………………………………….39
2.3 Духовно-нравственная составляющая занятий изобразительным искусством………………………………………………………………….43
2.3 Экспериментальное исследование влияния религиозного искусства на занятиях изобразительным искусством учащихся……………………………45
2.4 Особенности организации и ведения уроков по темам «Иконописи»….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 72
Список литературы.
Алпатов М. Композиция в живописи (исторический очерк). -М., Л.: Искусство, 1940. - 140с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в совремешюй общеобразовательной школе. - М.: Просвещение. 1985. - 274с.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. -М.: Новая Моск¬ва, 1925. -240с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.
Голубкова А.А.. «Новгородские иконы-таблетки» издательства Иконописная школа «София» - 2013
Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – с.20-50.
Л.М.Евсеева. «Афонская книга образцов XV в. (о методе работы и моделях средневекового художника). М. «Индрик». 1998 г. с. 11.
Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. Труды Киевской духовной академии. Киев, 1868 г., т. I, с. 269 – 315.
Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей ( по материалам зарубежных исследований ).// Вопросы психологии,-1975,№ 5.-С.166-176.
Зиновьев Н.М. «Стилистические традиции искусства Палеха», Л. Художник РСФСР, 1981 г.
Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника./ Психология младшего школьника. Под ред. Е.И. Игнатьева, -М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. -С. 283-303.
Лабунская Г.В, Изобразительное творчество детей. - М.; Просвещение, 1965. -202а
Лазарев В.Н. «История Византийской живописи», М. Искусство, 1986 г., стр. 10.
Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века - М.: Искусство, 2000.
Ростовцев Н.Н. «Очерки по истории методов преподавания рисунка». М. Изобразительное искусство. 1983 г., стр. 19.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Проев., 1982 - 240с.,ил.
Ростовцев Н.Н. Рисование 1 класс. -М.: Учпедгиз, 1957. - 133с.
Лазарев В.Н. Русская и
метаисторию (сотворение мира и его конец), храмовая декорация символически передает устройство и иерархию мира, отражает историю спасения, несет Благую весть.
Изучение житийных икон представляет большой интерес даже для первоклассников! Их интересует не только житие своего святого, но и житие своих ближних и родных. Житийная икона помогает самостоятельно прочесть житие святого и провести историко-культурологическое исследование, а распознавание сюжетов требует от них не только собственные знания и опыт, но привлечение дополнительных источников с которыми они никогда не сталкивались. Кроме того, подобная работа и анализ способствуют укреплению семейных отношений и традиций.
Для детей, иконописная стилизация очень естественна. Детское творческое путешествие начинается бессознательно, даже если дети не полностью осознают, что делают, дети упрощают предмет реальности и сильно изменяются в зависимости от их способностей и способностей.