Деятельность Псковской православной миссии на оккупированной территории северо-запада в 1941 - 1944 гг
Введение
Учреждение Псковской православной миссии, первой и единственной в своем роде организации, целью которой было возрождение церковной жизни на северо-западной территории СССР в период немецкой оккупации, является одной из самых противоречивых и дискуссионных тем в современной отечественной исторической науке. До сих пор она мало изучена и представляет собой огромный пласт не исследованных материалов и источников. О Великой Отечественной войне написано большое количество научных работ, однако, несмотря на это по сей день многие аспекты той войны остаются под покровом неизвестности. В частности нередко можно наблюдать определенную степень пристрастности и ангажированности авторов исследований. Это проявляется в особой приверженности той или иной точки зрения вполне определенного идеологического течения. Научные сочинения о Псковской православной миссии, увидевшие свет в советский период, зачастую освещали факты, связанные с ее деятельностью предвзято с позиций критики так
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава I.
1. 1. Обстановка и состояние Православной церкви в Прибалтийском регионе перед началом Великой Отечественной войны……………………………………………………………………………….11
1. 2. Личность и краткая биография митрополита Сергия (Воскресенского).………………………………………………………………….13
1. 3. Назначение митрополита Сергия (Воскресенского) экзархом на Литовскую кафедру в Риге.………………………………….…….……………………………………….16
Глава II.
2. 1. Начало оккупации Прибалтики, диалог и разграничение сфер влияния оккупационных властей с Православной церковью…………………………….20
2. 2. Формирование Псковской православной миссии и налаживание миссионерской деятельности на территории оккупированного северо-западного региона СССР.…….…………..……………………………………….23
2. 3. Упорядочивание внутрицерковной организации и укрепление дисциплины среди духовенства.………..………………………………………..29
2. 4. Деятельность Псковской духовной миссии: возрождение религиозного образования, благотворительность, взаимодействие с германской администрацией с одной стороны и с Московской Патриархией с другой……………………………………………………………………………....34
Глава III.
3. 1. Последние земные деяния митрополита Сергия (Воскресенского) и завершение деятельности Псковской миссии в 1944г…………………………43
3. 2. Загадочное убийство экзарха Сергия (Воскресенского)………………….47
3. 3. Дальнейшая судьба Православной церкви и деятелей Псковской миссии после трагической гибели экзарха Сергия (Воскресенского)………………….53
Заключение………………………………………………………………………...57
Библиография……………………………………………………………………...60
Библиография
Источники
1) Архив Института современной истории в Мюнхене, МА 541, В1. 31 – 33.
2) Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 4, п. 11, д. 2.
3) АУФСБ Псковской обл., ф. арх.-след. дел, д. А-10676, (т. 1 – т. 3).
4) Бенигсен Георгий, протоиерей. Христос Победитель // Вестник русского христианского движения. 1993. № 168. С. 133 – 134.
5) Воспоминания о. Георгия Тайлова о его работе в Псковской православной миссии. Рукопись. С. 16 – 17.
6) Газета «За Родину».
7) ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 1, Д. 6. Л. 25.
8) ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2. Л. 149.
9) Герич А. А. «Из воспоминаний о митрополите Литовском и Виленском, экзархе Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского)».
10) Женочин Михаил, протоиерей. Миссионер протоиерей Иоанн Легкий // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2002. Вып. 26 – 27. С. 141.
11) Журнал Московской Патриархии в 1931 – 1935 гг. М., 2001. С. 210.
12) Журнал «Православный христианин».
13) Ионов Алексий, протоиерей. Записки миссионера (Псковская Миссия) // По стопам Христа (Беркли, США). 1954. № 50. С. 12, 29.
15 августа 1941 г. было проведено заседание управленцев “Остланда” с митрополитом Сергием (Воскресенским) и главой его канцелярии профессором И. Д. Гриммом, на котором было принято решение об организации миссионерской работы. На совещании был разработан предварительный план ее функционирования, а центром размещения Миссии выбрали Псков. Также экзарх подписал и опубликовал резолюцию о создании “Православной Миссии в освобожденных областях России”. Через три дня прошло еще одно совещание, по итогам которого были избраны 14 священнослужителей-миссионеров. Митрополит самолично выбирал себе соратников и не получил ни одного отказа от сотрудничества с Миссией. Основной ее костяк составили священники из русской эмигрантской среды, которые не хотели оставаться в стороне в то время, когда их Родина терпела бедствие. Одни были выпускниками Рижской духовной семинарии, другие - парижского Свято-Сергиевского Богословского института.